Молитвы - составляют неизменную принадлежность всякого религиозного
культа. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всех
выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним
грозило гневом богов.
На отдельные случаи (рождение, бракосочетаниe, испрошение урожая и т.
п.) установлены были особые формулы М., которые при общественных
богослужениях произносились жрецами или магистратами. М. вообще
приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным
предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие М.; к
ней приступали, умыв предварительно руки. Во время М. древние воздевали
руки к небу. Греки молились с непокрытой головой, римляне (и Иудеи) - с
покрытой. Ср. Lasaulx, Ueber die Gebete der Griechen und Romer" (Вюрцб.,
1842). Индусы считают свои М. по шарикам или кораллам, в чем усматривают
прототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое
отношение к М. достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, у
которых существуют молитвенные машины или мельницы, впервые появившиеся
в Индии около 400 г. по Р. Хр. Это - деревянные цилиндры, достигающие
иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками
или ветренными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг
цилиндра; много раз повторяется М. ламаитов: ом-ма-ни и т. д. Одному
обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и
произнесению этой М. столько раз, сколько раз она отпечатана на
цилиндре. У мусульман М. считается делом особенно благочестивым;
Мохаммед сам установил все омовения, коленопреклонения и др. обряды,
сопровождающие М. Мусульмане читают М. главным образом, про себя: в
состав общественного богослужения они почти не входят. М. носят у них
более характеры славословий и благодарений, чем прошений. Во время М.
мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается М. у суннитов пять раз,
а у пиитов - три раза в сутки. В Ветхом Завете встречаются частые
указания на факта совершены М. (напр. Исаак молился о Ревекке), но
точные формулы М. установлены в нем лишь на случай представления
десятины (Второзак., XXVI, 13 - 15). Лишь в эпоху после первого изгнания
М. подверглись тщательной регламентации; еще до пришествия Христа
установлены были часы для совершения М.: третий (наш девятый по
полуночи), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня.
Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытой
головой, в филактериях предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних
(т. е. имеющих право надевать филактерии), которое называется миньон. М.
читаются исключительно на древнееврейском языке; в числе их, помимо
псалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своей
пространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. Иисус
Христос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие и
малосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5 - 8), преподав вместе с тем
совершеннейшую из всех М. христианских. Об этой молитве Господней см.
Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии - это молитва.
Мытаря ("Боже, милостив буди мне грешному"; Еванг. от Луки, XVIII, 13),
переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примером
Своим, так и в поучениях Своих, Спаситель постоянно указывал на
спасительное значение М.: "бдите, молитеся, не весте бо, когда время
будет" (Ев. от Марка, XIII, 33); "бдите на всяко время молящеся" (Ев. от
Луки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковь
постепенно выработала единообразные правила, определяющие порядок
совершения М. как в общественном богослужении, так и в домашнем
молитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25),
только кающимся это было запрещено; от иудейского же культа заимствовано
было и коленопреклонение. Уже в апостольские времена христиане стали
осенять себя при М. крестным знамением (XVI, 648). В древней церкви
существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание
Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амалскитянами с
воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во
время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма
рано утвердился греч. обычай молиться с непокрытой головой; но для
женщин установлено было противоположное правило (1 Посл. к корине. XI, 4
и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М., христиане молились
во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и
ночь на 12 равных частей, и дневные часы делили на 4 части: 1-й (наш 7-й
час по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в
христианской церкви, сверх литургии (XVII 838), издревле установлены 8
ежедненных служб: вечерня, повечерня, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9
часы. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой,
так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. по 8 раз в
день. С течением времени церковь, в виду заняли христиан в частной и
общественной жизни, начала совершать эти службы большей частью в три
времени дня: утром (полунощницу, утреню и последование первого часа),
перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и
вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Разли чают М.
совершаемую без слов и др. внешних знаков - одним умом и сердцем (М.
внутренняя, духовная, сердечная), и М., которая произносится словами и
сопровождается разными знаками благоговения (М. внешняя, наружная). По
содержанию своему, М. распадаются на славословия, прошения и
благодарения; есть еще М. ходатайственная за других. В отношении формы,
М. распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Ср.
Staudlin, "Geschichte der Vorstellungen und Lehren fon dem Gebet"
(Геттиyген, 1825); Wiener, "Das Gebet" (Гота, 1885); Christ, "Die Lehre
v. Gebet nach d. Ne3nen Testament" (Лейден, 1886); А. Никольский,
"Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковном
употреблении" (Москва, 1884).
|