Мойры (Moirai) - греч. богини судьбы. Раннее религиозное
мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая
на богов, как на его исполнителей; на ряду с выражением DioV aisa часто
встречается выражение moirai Jewn. Из этого представления возникла вера
в богинь М., стоящих особо от других божеств. По Гезиоду их было три -
КlwJw, LacesiV, AtropoV; все они - дочери Ночи. Первая, в образе
прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие
судьбы, вторая - ее случайности, третья - неотвратимость ее решений.
Платон в своей "Республике" изображает М. сидящими на высоких стульях, в
белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене
необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет
о настоящем, Лахезис - о прошедшем, Атропос - о будущем. Рождение и
смерть стоят под особым покровительством М.; в силу этого верования,
богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в
Дельфах было изображение только двух М.). Мойрам возносили моленья в дни
свадеб. Как богини смерти, М. называются Moirai crataiai (собств. Moira
krataih) или KlwJeV bareiai. Они определяют момент смерти человека и
заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как
дочери Ночи, М. - сестры и союзницы Эринний, которые считались не только
силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары, и отсюда - смерти.
Далее М. - богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных
явлений. В силу такого символического значения, они считаются уже
дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный
устроитель порядка, покоящегося на его JemiteV, т. е. законах,
называется, поэтому, MoiragethV - эпитет, который носил и Аполлон, как
провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве М. изображались разно. На
греческой вазе Francois, в изображении шествия богов на брак Пелея и
Фетиды, М. помещены возле колесницы Гермеса и Май, в числе 4, по
наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные
художественные изображения относятся к римской императорской эпохе,
когда были созданы и распространены атрибуты М. - прялка, свиток, весы.
Изображались М. обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе
старух (напр. Catull, LXIV, З5). Буквально слово Мойрам означает доля. У
римлян Мойрам соответствовали Парки.
Н. О.
|