Модуляция (лат. modulatio) - перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют
лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый
лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы.
После одного из них следует тоническое трезвучие лада, в который была
намечена М. Модулировать можно основными и обращенными аккордами, при
чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т.
е. общие тоны между последним аккордом первого лада и аккордом
доминантовой группы нового лада. Если такой связи не оказывается, то
между последним аккордом первого лада и модулирующим аккордом второго
ставится такое трезвучие, которое имело бы общие тоны со своими
соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из первого
лада или одного из средних с ним дадов. К аккордам доминантовой группы
принадлежат: доминантовое трезвучие, доминант-аккорд, нон-аккорд,
септ-аккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на той же
ступени. М. делится на постепенную и внезапную. Постепенная состоит из
целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу) от
первого лада к тому, в который следует модулировать. Если между первым
ладом и отдаленным ладом, в который следует модулировать, находится
целая цепь М., постепенно подводящая к тому отдаленному ладу, то такой
прием называется посредствующей М. Внезапная М. состоит из аккорда
первого лада, аккорда доминантовой группы нового лада и тонического
трезвучия последнего. Для большего закрепления в последнем ладу полезно
ставить перед аккордом доминантовой группы, в особенности перед
доминант-аккордом, аккорд второй ступени или четвертой нового лада, а
потом уже доминант-аккорд, или же перед доминант-аккордом еще
кварт-секст-аккорд тонического трезвучия последнего лада.
При внезапной М. пользуются энгармонизмом аккордов, т.е. берут
диссонирующий аккорд доминатовой группы первого лада или соседнего с ним
лада, энгармонически меняют его на диссонирующий аккорд нового лада,
разрешают его и таким образом делают М. При переходе трезвучия первого
лада в диссонирующий аккорд нового лада, следует обращать внимание на
то, чтобы ступень в первом аккорде и ее хроматическое изменение во
втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае
образуется переченье, т. е. слишком грубое и очевидное нарушение
плавности голосоведения. Если ступень в первом аккорде, подлежащая
хроматическому изменению, удвоена, то из двух нот изменяют хроматически
ту, которая наиболее заметна, другая же не подлежит хроматическому
изменению и идет свободно. Заметны те ноты, которые находятся в крайних
голосах. Из крайних голосов более заметен верхний. Ритмическое условие
М. заключается в том, что диссонирующий аккорд должен находиться на
слабом времени такта, а его разрешение на сильном.
И. С.
|