Мода (франц. mode от лат. modus; англ. fashion, откуда наше
"фешенебельный") - форма проявления культурной жизни, поскольку они
вызываются не силой необходимости или преданий, а изменчивой прихотью
дня. Психологической основой М. является инстинктивная, слабо зависящая
от сознательной воли переимчивость, как одно из проявлений стадности
(см.). Область, где главным образом царит М. - костюм; нет, однако,
такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать
влияния М. Ей подчинены способ приготовления и последовательность
кушаний, обставление жилых помещений мебелью, установление празднеств,
форма писем и т.д., вплоть до наиболее ходких в данный исторический
момент философских учений или поэтических произведений (применение
термина М. к явлениям в миpе науки и искусств всегда, впрочем, имеет
характер порицания). У народов с малоразвитой культурой М. выражается
обыкновенно лишь в украшениях женщин; мало также имеет она влияния на
одеяние общественных классов, имеющих свой сословный костюм (напр.
духовенство у большинства народов), или на так назыв. национальные
костюмы. С каждым годом она завоевывает все новые сферы влияния, и
местные особенности постепенно исчезают. Прихоти М. первоначально
исходили из стремления к усовершенствованию. Каждая часть одежды -
шляпа, чулок, галстук, подтяжки, пуговицы - может подвергаться
постоянным совершенствованиям; но и здесь прогресс идет не в виде прямой
линии, а изгибами, часто уклоняясь от естественного и простого к
искусственному и странному. М. является фактором, сильно влияющим на
спрос, и поэтому нормирующим цену. Перемена М. обесценивает значительные
запасы; она понижает ценность товаров, пригодность которых в сущности
остается неизменной. В старину придавалось большое значение
драгоценности одежды и утвари; М. привела или приводит к
приблизительному уравнению сословий в отношении костюма. Несомненное
прогрессивное упрощение костюма, не смотря на перемены в М., явствует и
из того факта, что в настоящее время расходы на одежду, сравнительно с
прошлым, составляют значительно меньшую часть житейских расходов. Со
времен Людовика XIV обыкновенно в М. костюмов задает тон Франция,
нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями в не раз
и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так наприм., незадолго до
революции вошли в М. квакерский костюм Франклина и английская М.;
тенденции в сторону английских М. оживают снова и в самое последнее
время. Попытки Густава III шведского, немецких буршей начала XIX в.,
мадьяр, поляков и др. вернуться к национальной одежде имели всегда лишь
временный успех. Мужской костюм, начиная с 1848 г., освободился, за
исключением сравнительно незначительного разнообразия модных "фасонов",
от прихотей М.; принудительный характер модного костюма удержался лишь
за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих
формы. История М., в общем, составляет довольно существенную часть
культурной и бытовой истории, особенно в современной Европе: настроения
эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая
испанская М., удалые костюмы времен 30-летней войны, пышный костюм эпохи
Людовика XIV, изящно фривольный - эпохи Людовика XV, простое
"гражданское" платье времен американской освободительной войны и
революции 1789 г. - все это как бы олицетворяет умственные направления,
господствовавшие в данные периоды. Россия, со времен Петра В., подпала
влияние общеевропейской М.; лишь при имп. Павле I, М. подвергались
гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело М., внесенный
Петром Вел., по отношению к ношению бороды или усов, удержался в России
до половины XIX в. Модные газеты и журналы М. возникли, вероятно, из
костюмных книжек XVI и XVII вв. (напр. O. Weigel'я, Jost'a Ammon'a и
др.); первым действительным модным журналом был "Mercure galant" (1672).
В России первым журналом, посвященным М., было "Модное ежемесячное
издание" (1779).
Литература. Модные журналы, выходящие теперь во Франции. Германии и
Англии, являются проводниками мод далеко за пределами этих стран; таковы
во Франции: "L. Art et la Mode", "Le Moniteur de la Mode", "La Saison",
"Le Salon de la Mode" и мн. др.; в Англии: "Ladies' Gazelle of fashion",
"Lady's Pictorial", "Myra's Journal", "Queen"; в Германии: "Modenwelt"
(выходит на 12 языках, в том числе на рус. в СПб., под загл. "Модный
Свет и М. Магазин"), "Der Bazar" (на 10 языках; также изд. в СПб.),
"Allgemeine Modezeilung" и др. Для мужских мод в Париже "Journal des
March inds T. ulleurs" и "Journal des Tailleurs", в Дрездене - "Europ.
Moilenzeitung", в Лондоне - "Minister's Gazelle of fashion", "Tailor and
Cutler" и др. Русские М. журналы "Модный магазин", "Модистка", "Вестн.
Моды" и др. В настоящее время, кроме ряда журналов специально
посвященных М., многие еженедельные издания дают модные приложения
(женские и детские костюмы). См.: U. Schliltze, "Die Modenarrlienen"
(Б., lb68); Kleinwachler, "Zur Philosophie der Mode" (1880); М. Fischer,
"Modelhorheilen" (Aycбург, 1891).
|