Могилы. - С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых,
сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал еще
таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитического
века. Мнение это основывается на том, что до сих пор, в Европе по
крайней мере, не было найдено М. несомненно относящихся к этой
отдаленной эпохе. Находили, правда, человеческие костяки в пещерах
(напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остатки
палеолитической культуры; но присутствие их там объясняется вероятнее
погребением их уже в более позднюю, неолитическую эпоху, когда обычай
погребения в пещерах был очень распространен и при этом могли
пользоваться и пещерами, служившими для обитания в предшествовавшую
эпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни человек, может быть,
уходил от умерших, переселялся на другое место, как это делали еще
недавно некоторые дикари в Америке, Сибири и т. д. Отсутствие
погребения, в настоящем смысле этого слова, характеризует и некоторые
народы, стояние на несколько высшей стадии культуры. Так, у монголов
мертвых просто выносят в степь и оставляют там на съедение зверям
(особенно собакам) и птицам, причем считается хорошим признаком, если
труп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки,
что умерший был большой грешник, и потому его не хотят даже пожирать
животные. Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также не
хоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (без
крыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам,
коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются два
чувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, с
другой - боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство,
неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются многие похоронные
обычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу или одеяло, иногда
даже перед последним издыханием (как это было в обычае у некоторых
племен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его или
бегство из данного места и оставление умершего в его шалаше; вынесение
умершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие, которое
потом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и у
многих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как бы умерший
не вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот по
выносе тела, очищение после похорон огнем или водой; погребение с
умершим принадлежавших ему или любимых им вещей, также жен или
предметов, способных обеспечить его существование или необходимых ему
для воображаемого переезда на тот свет; умилостивительные
жертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и т.
п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание) подальше,
в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой насыпью и т. д. У иных
народов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, что
в особенности применяется к умершим детям. Позже, с развитием
религиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершего
в лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре, или,
напротив, заботливое сохранение трупа, посредством его высушивания,
мумифицирования, бальзамирования. В случае трупосожжения, оставшийся
пепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну) или
просто в кучу и предаются также погребению. У некоторых народов
существует двойное погребение: первое - временное, покуда не разложатся
и не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают,
иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У других
народов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома устраивается мнимое
погребение: делается могила и в нее кладутся вещи, принадлежавшие
умершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнего
или некогда бывшего в употреблении. Такой характер имеют, напр.,
погребальные пещеры (соответствующие жилым пещерам), катакомбы и
мегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. в
земле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан, у которых из
ямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М. под насыпью
(напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на помостах
или в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д. Гроб
- из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и т.
д. - вошел в употребление уже на более высоких стадиях культуры; у
большинства народов труп обкладывается только несколькими досками, или
над ним устраивается род шалаша (из стволов, брусьев), или он просто
засыпается землей (иногда известного рода - напр., красной глиной), или
заливается известкой и т. п. Исследование М. представляет вообще
значительный интерес - в этнографическом, археологическом,
антропологическом отношениях. С одной стороны, в М. находят остатки
самих умерших, их кости, черепа, иногда остатки волос, а в некоторых
случаях целые мумифицированные трупы, которые могут дать некоторое
понятие о типе погребенных, следовательно о типе многих древних и
исчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в них
вещи - орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. д. -
знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью,
искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями и т. д.
Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить более
полное понятие о быте и отчасти истории древних египтян, о культуре
древних перуанцев, отчасти также классических народов, скифов, древних
германцев и славян, многих финских и тюркских народов. Изучение М.
затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М. (от времени, от
распахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились ценные
вещи, напр. золотые, очень часто оказываются расхищенными, иногда,
по-видимому, еще в древние времена), с другой - трудностью определить
эпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу. Для эпох
более поздних и для стран, находившихся в торговых сношениях с
культурными, определению времени значительно способствуют монеты,
находимые иногда в М.; но для более ранних эпох мы не имеем таких
показателей и должны руководствоваться только характером и стилем
полагавшихся с умершими изделий, что часто не дает возможности точно
определить эпоху. В некоторых М. - напр. Египта, Малой Азии, Греции,
Крыма, Новороссии - были найдены весьма ценные предметы древнего
искусства, во многих других - интересные образцы древнего вооружения,
украшений, керамики, разные религиозные символы и амулеты, фрагменты
тканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М. были найдены в пещерах и
дольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века.
Затем идут М. в земле, без насыпи и под насыпью, относящиеся к
бронзовому и железному векам. М. под насыпью известны на Западе под
названием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед. Шт. Амер.
mounds, в Германии - Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценных
данных для познания быта и культуры начала средних веков, древних
германцев, бриттов и т. д. В России, кроме немногих дольменов (на
Кавказе и в Крыму), погребальных пещер (там же), катакомб (в Крыму),
древние М. можно отнести к двум главным типам - могильники и курганы.
Могильники - это кладбища, в которых отдельные М. слабо обозначены,
насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность, а иногда и не
обозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого рода
открываются лишь случайно (при пахании, напр., земли). Вообще говоря,
могильники древнее курганов, хотя это и нельзя утверждать относительно
всех последних. В средней, восточной и западной Poccии могильники
характеризуют эпоху примерно VI - Х вв. и заключают в себе остатки
различных финских, литовских и славянских народностей, большей частью со
следами погребения, но иногда и трупосожжения (могильники люцинский,
ашераденский в зап. России, лядинский, курманский - в средней,
ананьинский, котловский - в восточной России, М. Польши с урнами и др.).
Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менее
высокие (но редко значительные), под которыми полагался умерший. Чаще
всего встречается одиночное погребение, но иногда находят несколько
костяков под одной насыпью и на одном уровне. В разных местностях
курганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д.
Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам и т. д.,
но, несомненно, что это М. гораздо более древние, и заключают в себе
остатки славян, финских и тюркских народностей IX - XIII вв., а на
Востоке - и более поздних эпох (вообще обычай насыпать курганы стал
исчезать с распространением христианства). В южной России были находимы
курганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменными
при них орудиями) и начала бронзового (каменные и бронзовые орудия,
черепа и костяки иногда окрашены красной охрой). Особенно замечательны
курганы скифскиe, иногда громадных размеров, с большими могилами на
значительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы какого-то
царя или князя, с царицей, рабами, конями, массой золотых украшений,
оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. д.); раскопки
этих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV
- III вв. до Р. Хр. Там же встречаются М. и более поздних времен,
славянской и тюркской эпохи, с иного рода оружием и посудой, с
серебряными украшениями, иногда с монетами, конем и т. д. Ряды курганов
характеризуют вообще южноpyccкие степи, особенно Новой России, а также
прикавказские, приуральские, западносибирские; но они встречаются и во
многих других местностях России, преимущественно вдоль рек, служивших
путями расселения и торговли. Сообразно различным областям и эпохам и
принимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М., можно
различать многие группы курганов: каменного века, бронзового, скифские,
скифосарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей и т.
д.), литовские, мерянские, московские и мн. др. В Сибири (напр. в
Минусинском крае) встречаются М., обставленные кругом высокими камнями
(так наз. "маяки") и часто заключающие в себе медные орудия и оружие,
кельты, кинжалы, ножи и т. д. Массой бронзовых изделий особого типа
характеризуются также могильники Кавказа, Осетии, Чечни, Закавказья,
исследованные преимущественно в течение последних пятнадцати лет.
Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований древних
М. в России разбросаны в "Отчетах" и др. изданиях Имп. археол. комиссии,
в "Трудах" русск. археол. съездов, в изданиях московского,
петербургского, одесского, казанского, киевского и других
археологических обществ, также в разных финляндских, прибалтийских,
польских и сибирских изданиях.
Д. Анучин.
|