Митра - у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик, из
плотной материи, свешивавшийся назади в виде мешка, в который помещались
волосы. У греков М. - род головной повязки в виде широкой ленты через
лоб облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными
концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию
головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой, в виде
золотого листа, украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков
меньший, епископ Иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность,
такая повязка носила название stejanoV, corona, cidaroV, диадема. С
течением времени повязка, удлинясь кверху, образовала род шапки с
открытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VI
веке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый стал
делать на М., украшения, в виде вышивок разного рисунка, особенно же
священных изображений, преимущественно на лобовой части М., в чем ему
стали подражать и на Западе. До XII в. на Западе М. была еще очень
низкая, обнимая спереди лишь один доб; с XII в. она получает вид
двурогой короны, какая на изображениях вещественных памятников
христианской древности усвояется трем еврейским отрокам в вавилонской
пещи. М. считалась на столько существенной принадлежностью епископа, что
они ею клялись, слово corona, которым переводилось mitra, у латинян
обозначало самый сан епископский. С конца XI в. на Западе М. стали
усвоят и аббатам монастырей. В восточной церкви епископская М. с XI в.
стала пониматься как подобие императорской короны и получила
символическое значение (епископ - образ царя Христа), напоминая также о
терновом венце Распятого и о том "сударе" (Иоан., XX, 7), которым была
обвита глава Погребенного. С течением времени изменилась и ее форма: она
стала закрытой сверху, кверху расширяющеюся и круглой "епископскою
шапкой". В России, со времени московского собора 1667 г., "серебряные
золотые шапки, подобный М. (епископским), стали жаловаться и
архимандритам, что продолжается и доселе. Ныне М. дается и лицам из
белого духовенства (протопресвитерам и протоиереям), по
непосредственному благоусмотрению Государя Императора. Св. синоду
предоставлено представлять к М. лишь одного настоятеля Исаакиевского
собора. По особому Высочайшему усмотрению духовным лицам не ниже
митрополита жалуется М. патриаршая, отличающаяся от обыкновенной
водруженным на ней сверху крестом. Такую М. до селе имели в России
только митрополиты москов. Филарет и спб. Исидор.
Н. Б - в.
|