Митра (Mitra) - древне-индийское божество, восходящее к индоиранскому
(или арийскому) периоду, т. е. известное народу предку индийцев и
иранцев. Веды представляют М. постоянным спутником верховного бога
Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитаев. Обоим божествам
вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти М., как отдельному
божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно
характеризовал бы М. и отличал его от его спутника. Семь адитиев, с
Варуной и М. во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями
космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими
ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и М. все мироздание
и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их
оком. В гимнах, однако, существует представление, что М. владычествует
над днем и солнцем, а Варуна - над ночью; но вообще первоначальный
солярный характер М. значительно побледнел у индийцев сравнительно с
иранцами, видевшими в Миере световое божество. Как бог солнца, М.
уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер
верховного блюстителя нравственного света - правды и добродетели.
Однако, следы солярного значения М. сохранились как в ведийских гимнах,
так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в
которых повторяется представление о том, что М. принадлежит день, а
Варуне ночь, или что М. создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и
предписывается М. приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне -
темноцветное Уже в ведийском периоде культ Варуны и М. и вообще богов
Адииев отступает на второй план сравнительно с чествованием более
доступных и популярных богов - громовника Индры и бога огня Агни.
Исследователи индо-иранской мифологии уже давно указывали на
соответствие индийских Адитьев семи иранским верховным духам
Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитьев, Варуна, близко напоминает
иранского Агурамазду; спутник Варуны М. соответствует иранскому
солнечному богу Мифр; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих
нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени
параллель отвлеченным именам индийских Адитиев: так, М. собственно
значит дружественный, друг, имя другого из Адитьев, Арьяман имеет тоже
значение друга и пр. Высказано было предположение, что индоиранские
представления о семи верховных богах сложились под влиянием
семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых
причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств.
Однако, до сих пор эта гипотеза еще не имеет прочного основания. См. Н.
Oldenberg, "Die Religion des Veda" (Берл., 1894, стр. 185 и след.);
Hillebrandt, "Varuna und Mitra"; его же, "Vedische Mythologie" (I, 535).
Вс. M.
|