Миракль (франц. miracle, от латин. miraculum - чудо) - средневековые
мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо
Богородицы. М. произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в
церкви. Латинские М. большей частью сочинялись (в рифмованных стихах) и
разыгрывались студентами и молодыми клериками накануне праздника
святому. Есть ряд таких М., где главным действующим лицом является св.
Николай Чудотворец, и 4 из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра
(XII века); в некоторых встречаются припевы по-французски. От начала
XIII в. есть французский стихотворный М. - Jeu (перевод лат. ludus) de
Saint Nicolas, автор которого, Жан Бодель из Арраса, в основу своей
драмы положил известную легенду о том, как "варвар" доверил свое
сокровище св. Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами,
святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослал
своей пьесе пролог, где сказано, что она дается накануне Николина дня, и
самую легенду значительно распространил и видоизменил: в его jeu
изображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних;
неизвестный "варвар" обратился в сарацинского короля, который после
возвращения сокровища принимает христианство, вместе с своим войском;
наиболее творчества проявил автор в изображении воров, которые бранятся
и кутят, как appaскиe жулики (пьеса изд. Monmerque et Michel, "Theatre
fr. au moyen age"). На этом древнейшем примере видно, что М. давали
большую свободу творчеству и изображению реальной действительности,
нежели другие роды средневековой драмы, и именно из них, при
благоприятных условиях, могла бы развиться новая художественная драма. В
Англию М. перешли вместе с норманским завоеванием; известно
документально (от Матвея Парижского), что в начале XII в. в Донстепле, в
Бедфордшире, давался М. о св. Екатерине, написанный (без сомнения
по-латыни) ученым нормандцем Гофреем (или Жофруа), который был
впоследствии аббатом в монастыре св. Альбана. В конце XII в. Фиц-Стефен,
биограф Фомы Бекета, говорит о представлении М., из которых он,
по-видимому, выделяет драматическое изображение целых житий мучеников.
Именно в Англии, где средневековая драма раньше всего сблизилась с
жизнью, М. были в таком ходу, что Miracle-Plays сделалось общим
названием для духовной драмы; жалобы Вильяма Вадингтона (Wilham de
Wadington), в его "Руководстве о грехах", на то, что в этих
представлениях больше скандала, чем поучения, указывают на силу
реального элемента в М. конца XIII в., даже разыгрываемых клириками. Во
Франции в XIII в. по городам основываются братства, под названием puys
(puy - от podium), устраивающие поэтические состязания для прославления
Богородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают чудеса
Богоматери, один большой сборник которых (42 пьесы) дошел до нас. Эти
М., за исключением рондо ангелов, написаны однообразным размером и
вообще очень похожи друг на друга по манере обработки: при наивности
художественных приемов и вялости действия, в них приятно поражает
богатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классов
общества, грубоватое, но сильное выражение страстей и душевных
настроений, а иногда и оригинальная мотивировка действий и обрисовка
характеров (изложение одного из М. о Богоматери см. "Всеобщ. историю
литературы" Корша и Кирпичникова II, 884 - 890). Из М., принадлежащих по
сюжетам к другим циклам, более известны "Варлаам, Иосафат и король
Авенир", обработанный по Золотой Легенде (21 действующее лицо, около
1700 стихов), и "Роберт Дьявол" (47 действующих лиц, около 2000 стихов),
сюжет которого взят из весьма распространенного авантюрного романа XIII
в. О М. см. L. Petit de Jullevile, "Les Муsteres" (Пар., 1880); G. Paris
et U. Robert, "Miracles de Notre Dame en personnages" (П., 1876 - 81);
E. Fournier, "Le Mystere de Rober le Diable" (П., 1879). Для Англии:
Collier, "History of English Dramatic Poetry and Annals of Stage" (2
изд., Лонд., 1879); Ward, "A History of English Dramatic Literature to
the death of queen Anne" (1875 - 76); Zschech, "Die Anfange des engl.
Dramas" (Mapиенв. 1886); Ahn, "English Mysteries and Miracle Plays"
(Трир, 1867); Geuee, "Die engl. Mirakelspiele und Moralitaten", в
"Vortrage", издаваемых Вирхофом и Гольцендорфом. А. Кирпичников.
|