Миннезингеров сменили мейстерзингеры (цеховые поэты), хотя переход от
первых ко вторым не может быть с точностью прослежен. Миннезингеры,
ревниво охраняя право авторства, тем не менее, в виду общей
необразованности благородного сословия и усложнения стихотворной
техники, поставлены были в необходимость обучаться у более сведущих,
хотя прямого школьного отношения у начинающего поэта к учителю еще не
было и слово Meister, "наставник", имело значение лишь почетного титула.
Когда поэзия из рыцарских придворных сфер перешла в города, отношения
первоначально оставшись те же и лишь с начала XIV в. замечаются следы
отдельных кружков, образовавшихся из горожан с целью упражнения в
поэтическом искусстве. Постепенно эти общества, состоявшие из
представителей, большей частью, ремесленного класса, получили цеховые
формы и превратились в правильно организованные "мейстерзингерские
школы" (Meistersingerschulen, Singschulen), статуты (табулатуры) которых
устанавливали способы обучения искусству, отношения между учениками и
наставниками, правила для сочинения и вокального исполнения. Первая
табулатура, страсбургская, упоминается в 1493 г. Первые школы
мейстерзингеров появились в городах Южн. Германии, особенно на Рейне:
древнейшая из них - майнцская, по преданию, совершенно расходящемуся с
историческими данными, получила от Оттона I золотую корону, хранившуюся
в Майнце. Сказание это также говорит о 12 мастерах, изобретших
"благословенное искусство" правильного стихосложения: Генрихе
Мейссенском (Frauenlob), Николае Клингзоре, Вальтере фон дер Фогельвейде
и др. Они якобы были обвинены перед папой Львом VIII в ереси за нападки
на духовенство, призваны императором на суд в Павию, но, по приведении
великолепных примеров своего искусства, объявлены невиновными и союз их
утвержден. Несмотря на полную вымышленность этого сказания, оно важно по
указанию на тех М., преемственность с которыми ощущалась
мейстерзингерами. Особенно Фрауенлоб (VIII, 361) представляется
родственным им по духу и, повидимому, действительно основал в Майнце
общество поэтов. Здесь же около 1300 г. выступил настоящим
мейстерзингером Бартель Регенбоген, кузнец, странствовавший со своими
песнями из города в город; напечатанные в позднейших летучих листках,
произведения его являются старейшим памятником цеховой поэзии. В конце
XIV в. эта поэзия достигла пышного расцвета в Майнце, Страсбурге,
Франкфурте, Вюрцбурге, Цвиккау, Праге, в XV в. и начале XVI в. - в
Аугсбурге и Нюрнберге, где при жизни Ганса Сакса (1494 - 1676) было
более 250 мейстерзингеров, позже - в Кольмаре, Регенсбурге, Ульме,
Мюнхене, Штирии, Моравии и др. местах. Первоначально мейстерзингеры,
особенно майнцские, отличались большим консерватизмом, возведя в принцип
неизменность "тонов", унаследованных от 12 великих мастеров. Против
этого восстали в середине XV века приверженцы Ганса Розенблюта, в
Нюрберге; они ввели масляничные пьесы и перерабатывали сюжеты
героической саги. Члены мейстерзингерских школ составляли прочно
организованные корпорации, с разделением на учеников, друзей школы
(знакомых уже с правилами) певцов (изучивших вокальное исполнение),
поэтов и мастеров. Искусство сложения песен строго регулировалось
табулатурой; сама песня называлась Bar или Gesetz и, как у
миннезингеров, состояла из 2 строф (Stollен) и рефрена (Abgesang);
мелодия называлась Ton или Weise. Когда стали создавать новые "тоны",
число последних постоянно увеличивалось, и лишь изобретший новый тон и
умевший безошибочно исполнить его провозглашался мастером. Все песни
мейстерзингеров пелись, а не читались, но без сопровождения музыкой; это
называлось "школьным пением" (Schulesingen) и происходило в ратуше, по
воскресениям - в церкви. Три большие "праздничные школы" устраивались в
Пасху, Троицу и Рождество, причем избирались сюжеты из Библии; в менее
торжественных случаях дозволялось обращаться и к предметам светским,
даже шутливого характера, иногда и в виде состязаний поэтов. Лучшим
исполнителям давались призы. "Тонов", с течением времени, образовалось
неисчислимое количество, причем они или назывались именем автора, напр.
тон Фрауенлоба, Регенбогена и др., или получали различные, иногда весьма
длинные и странные наименования, напр. "цветистый райский тон Иосифа
Шмирера", "серебряный тон Ганса Сакса", "ткацко-чесальный тон Амвросия
Мецгера, "черночернильный тон" и др. Упражнения мейстерзингеров мало
способствовали развитию действительной поэзии. Они привели к чрезмерной
искусственности, кропотливому рифмоплетству и полнейшему преобладанию
формальной ремесленности. Сюжеты брались не из действительной жизни, а
из круга схоластической догматики; мейстерзингеры излагали в стихах
мысли о св. Троице, о первородном грехе, службе Богоматери и т. п. Редки
простые сюжеты - басни, рассказы с поучительной тенденцией. Занятые
каждый своим ремеслом, мейстерзингеры в поэтических своих досугах не
имели нужды обращать внимание на публику; чем меньше она интересовалась
их искусством, тем более оно становилось домашним развлечением честных
мастеров и получило тот окостенелый образ, в котором в некоторых местах
дотянуло до XIX в. Культурноисторическая роль этого странного явления в
жизни немецкого народа и литературы все-таки весьма важна.
Мейстерзингерство было детищем выдвигающегося к концу средних веков
городского сословия и, если и не отличалось поэтическими достоинствами,
зато много содействовало сохранению религиозно-нравственного, пуритански
чистого духа между представителями цехов; притом большинство цеховых
поэтов сделались ярыми сторонниками протестантизма и реформационная
эпоха была временем расцвета их деятельности, наиболее даровитым
представителем которой явился Ганс Сакс (т. VIII, стр. 95). С XVII в.
мейстерзингерство исчезает; последняя школа, однако, закрыла свои
заседания лишь в 1839 г., в Ульме. Прекрасную картину мейстерзингерства
дал Вагнер в своей музыкальной драме "Die Meistersinger von Nuniberg"
(1868). Ср. Jak Grimm, "Ueber den altdeutschen Meistersang" (Геттинген,
1811); Lyon, "Minne und Meistersang" (Лпц., 1893); Plate, "Die
Kunstausdrucke der Meistersinger" ("Strassburger Studien", I888). Кроме
Ганса Сакса, наиболее искусными мейстерзингерами слыли Генрих Мюглянский
(VIII, 361), Мускатблут, Михаил Бехайм, Ганс Розенблют, Ганс Фольц и
Адам Пушманц.
|