Мим - вид народной комедии, у греков и римлян. Греческие М. -
сицилийского происхождения; в Сицилии они были первоначально
импровизированными сценическими представлениями, сопровождавшими
сельские праздники или игры: в них не было законченности действия, не
было и хора, вся сущность их заключалась в карикатурном изображении
каких-либо явлений или лиц. Поэт Софрн в V в. первый дал М. более
художественную форму, сделав из них сцены современных нравов, иногда
серьезные, иногда карикатурные. Другим автором М. был Ксенарх, сын
Софрона, современник тирана Дионисия. Позже греческие М. перерождаются в
идиллии. Ср. Fuhr, "De mimis Graecorum" (Б., 1860). Римские М. развились
также из народных импровизаций. У римлян ранний народный М. представлял
собой подражание животным звукам, передразнивания лиц и различных
смешных положений. Наряду с ним появился театральный М.,
присоединявшийся к трагедии в качестве песенных партий и дополнения, под
названием exodia; он может считаться оригинальным римским явлением.
Сюжет его брался из обыденной жизни: если даже и прибегали к
мифологическим темам, то представляли их вполне реалистически. М. всегда
рассчитан был на возбуждение смеха зрителей и поэтому содержание его
было карикатурно и не без скабрезного элемента. Обыкновенно сюжетами
служили прелюбодеяния, мошенничества и обманы всякого рода или
неожиданные катастрофы. Авторы мимов не давали им вполне законченного
вида; доставлялся лишь пролог и как бы программа последующих действий, а
все частности оставались на долю импровизации актеров; мимика и
жестикуляция при этом играли большую роль. Главный актер назывался
архимимом и от него зависело ведение всего действия; остальные актеры
ограничивались жестами или немногими словами. Актеры не носили масок, но
являлись на сцену в карикатурных одеяниях, обыкновенно составленных из
разноцветных тряпок; женские роли игрались актрисами, одетыми в короткие
и легкие платья, обнажавшие все формы тела. Ноги, в противоположность
высокому трагическому котурну, были обуты в легкие тонкие башмаки
(отсюда прозвание рlаnipedae). Сюжеты М., требовавшие представления
различных непристойностей и соединения их с выразительными танцами,
должны были содействовать потере чувства человеческого достоинства у
актеров и полнейшей потере стыдливости у танцовщиц; последние (inimae)
часто в римской литературе выставляются прелестницами, доводящими до
разорения мужчин и юношей; таковы были во времена Цицерона Ориго,
Ликорида и Арбускула. Тем не менее они имели доступ в дома и общество
римских вельмож, особенно во времена империи. В театрах М. игрались не
на всей сцене, но лишь в передней части просцениума, отделенного от
задней особой занавесью. Отдельно М. не давались, но лишь как придаток к
трагедиям. Вместе с пантомимами М. продержались до падения империи.
Наиболее знаменитыми мимографами были Децим Лаберий и Публий Сир. Ср.
Grysar, "Der romische Mimus" (В., 1854); Friedlanider, "Darstellungen
aus der Sitlengenschichte Rums" (6 изд., Лпц., 1889).
|