Метр (греч. metron, мера, размер) - в русском языке означает, в более
широком смысле, стихотворный размер, в более тесном - неделимую
ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких
слогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этом
последнем значении М. отождествляется со стопой, а потому и метрическое
стихосложение иначе называется стопным. В языках количественных
(квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др.,
в основании М. полагается определенная мера времени, а именно время,
нужное для произнесения короткого слога (cronoV prwtoV, т. е.
первоначальное основное время), продолжительность долгого слога
принимается при этом за двойную или двухвременную. Краткость
обозначается знаком , долгота знаком - . Так как "основное время"
служило мельчайшей частью ритма и единицей ритмической меры, то по числу
его называлась не только стопа (М.), но и весь стих. Таким образом,
сочетание слогов долгого с кратким (- или -) составляло трехвременный
М., долгого с двумя краткими (или, вместо того, с другим долгим) -
четырехвременный М., долгого с тремя краткими - пятивременный М., двух
долгих с двумя краткими - шестивременный М. Количество стоп, из которых
составлены стихи и колена поэтического произведения, обусловливает собой
ритмический род последнего (genoV ruJrcon), а именно ритмы трохаический
(- ), дактилический (- ), пэонический () и ионический (- - ). Простейшая
и древнейшая строфа во всех родах ритма и у всех народов есть двустишие
(distichon); она содержит в себе четыре колена. По числу метров в стихе
последний именуется диметром, триметром, тетраметром, пентаметром,
гексаметром; к этим названиям присоединяются названия ритмических родов
(напр. диметр трохаический). М. в языках квантитативных совпадает с их
просодией, и долгота слогов отвечает ритмическим ударениям или иктам
(ictus); при этом зачастую грамматические (иначе - прозаические)
ударения или акценты не согласуются с ритмическими, и последние могут
падать на неударяемые слоги. В отличие от этого греческого М. некоторые
ученые (Олесницкий, Сокальский и др.) допускают понятие "вольного М.",
как материальной неделимой единицы, необходимой для проявления ритма в
песенной речи. Конструкция "вольного М." разнообразна, как разнообразны
свойства языков; главная цель его состоит в том, чтобы "давать такие
ощутимые для слуха части, которые могли бы служить для целей ритма, т.
е. сочленяться в известные группы низшего и высшего порядка, а для этого
достаточно даже одного акцента или особой интонации в каждой части на
каком-либо слове или слоге" (П. Сокальский, "Рус. народная музыка", стр.
238).
А. Деревицкий.
|