Метод - специальный путь исследования какого-либо предмета.
Обыкновенно принимают два основных М. - аналитический (разлагающий
исследуемый предмет на простейшие части) и синтетический (соединяющий
отдельные элементы в одно целое). Такое словоупотребление, однако,
неточно: анализ и синтез скорее следует признать необходимыми приемами
мысли, чем М. Всякое мышление, научное и ненаучное, всегда идет или
путем аналитическим, или синтетическим, т. е. путем сложения или
разложения. М. следует называть такое видоизменение аналитического или
синтетического мышления, которое специально приноровлено к известному
объекту. Характер М. может зависеть от условий субъективных и
объективных. Основные субъективные условия у всех людей одни и те же, т.
е. законы мысли, приемы мысли (анализ и синтез) и формы мысли
(определение и разделение понятий, выведение заключений из суждений).
Разница между субъектами по отношению к приемам и формам мышления
замечается лишь в умении применять их и пользоваться ими; в этом
отношении люди бывают талантливыми, гениальными, глупыми и т. д. В
гораздо большей мере М. зависит от объективных условий. Подобно тому,
как инструмент должен соответствовать той цели, ради которой он сделан,
так и М. должен сообразоваться с тем объектом, к которому он
применяется. В этом отношении самую резкую разницу представляют явления
внешнего мира от явлений внутреннего мира. Первые познаются нами путем
восприятия, которое, если оно производится с определенной познавательной
целью, называется наблюдением и опытом (экспериментом), причем опыт
представляет собой лишь вид наблюдения, в котором мы произвольно
видоизменяем некоторые из условий возникновения явлений, в видах более
точного их исследования. Внутренние явления первоначально познаются лишь
самонаблюдением, данные самонаблюдения могут быть, благодаря
символическому толкованию, применяемы и к некоторым областям внешнего
миpa (напр. мимика служит показателем внутренних состояний). Наблюдению
и его видам - эксперименту и самонаблюдению - противоположны общие
приемы и формы мысли, которые применяются в областях знания, имеющих
дело с условиями реального бытия (пространство, время, движение), а не с
самым реальным бытием. В математике наблюдение и его виды не имеют вовсе
применения; в ней господствуют чистые приемы и формы мышления. Иных
основных М., кроме перечисленных общих приемов мысли и М. дедуктивного
(т. е. определение и разделение понятий в выводе заключений) и
индуктивного (т. е. наблюдение и его виды), не существует; но как
дедукция, так и индукция может принимать весьма разнообразные формы, в
зависимости от материала. Этим объясняется часто встречающееся
неправильное употребление слова М.; напр., говорят об историческом,
догматическом, этнографическом М., имея в виду то видоизменение индукции
и дедукции, которое происходит в зависимости от применения их к истории,
к положительному богословию, к правоведению, к этнографии. Если говорят
о гипотетическом М., то и в этом случае допускают некоторую неточность;
гипотетический М. не представляет собой особого М., а есть видоизменение
индукции, в зависимости от недостаточного количества знаний, не
допускающих вполне точного вывода. Следует заметить еще, что наблюдение
невозможно без участия общих приемов и дедуктивных способов мышления.
Ср. Вундт, "Логика"; Милль, "Система логики"; Клод Бернар, "Введение в
изучение экспериментальной медицины"; Дж. Гершель, "Об исследовании
природы".
Э. Р.
|