Металлы и металлоиды (хим.). - М. называется группа простых тел,
обладающих известными характерными свойствами, которые в типичных
представителях резко отличают М. от других химических элементов. В
физическом отношении это по большей части тела твердые при обыкновенной
температуре, непрозрачные (в толстом слое), обладающие известным
блеском, ковкие, тягучие, хорошие проводники тепла и электричества и
пр.; в химич. отношении для них является характерной способностью
образовывать с кислородом основные окислы, которые, соединяясь с
кислотами, дают соли. Знакомство человека с М. началось с золота,
серебра и меди, т. е. с М., встречающимися в свободном состоянии на
земной поверхности; впоследствии к ним присоединились М., значительно
распространенные в природе и легко выделяемые из их соединений: олово,
свинец, железо и ртуть. Эти семь М. были знакомы человечеству в глубокой
древности. Между египетскими редкостями встречаются золотые и медные
изделия, которые, по некоторым данным, относятся к эпохе удаленной на
3000 - 4000 лет от Р. Хр. К этим семи М. уже только в средние века
прибавились цинк, висмут, сурьма и в начале XVIII ст. мышьяк. С половины
XVIII ст. число М. быстро возрастает и в настоящее время доходит до 65.
Ни одно из химических производств не способствовало столько развитию
химических знаний, как процессы, связанные с получением и обработкой М.;
с историей их связаны важнейшие моменты истории химии. Свойства М. так
характерны, что уже в самую раннюю эпоху золото, серебро, медь, свинец,
олово, железо и ртуть составляли одну естественную группу однородных
веществ, и понятие о М. относится к древнейшим химическим понятиям.
Однако, воззрения на их натуру в более или менее определенной форме
являются только в средние века у алхимиков. Правда, идеи Аристотеля о
природе, об образовании всего существующего из 4 элементов (огня, земли,
воды и воздуха) уже тем самым указывали на сложность М.; но эти идеи
были так туманны, так абстрактны и имели так мало реального в основе! У
алхимиков понятие о сложности М. и, как результат этого, вера в
возможность превращать одни М. в другие, создавать их искусственно,
является основным понятием их миросозерцания. Это понятие есть
естественный вывод из той массы фактов, относящихся до химических
превращений М., которые накопились к тому времени. В самом деле,
превращение М. в совершенно непохожую на них окись простым прокаливанием
на воздухе и обратное получение М. из окиси, выделение одних М. из
других, образование сплавов, обладающих другими свойствами, чем
первоначально взятые М. и пр., все это, как будто, должно было указывать
на сложность их натуры. Что касается собственно до превращения М. в
золото, то вера в возможность этого была основана на многих видимых
фактах. В первое время образование сплавов, цветом похожих на золото,
напр., из меди и цинка, в глазах алхимиков уже было превращение их в
золото. Им казалось, что нужно изменить только цвет и свойства М. будут
другие. В особенности много способствовали этой вере плохо поставленные
опыты, когда для превращения неблагородного М. в золото брались
вещества, содержавшие примесь этого золота. Напр., уже в конце XVIII ст.
один копенгагенский аптекарь уверял, что химически чистое серебро при
сплавлении с мышьяком отчасти превращается в золото. Этот факт был
подтвержден изв. химиком Гитоном де Морво (Guyton de Morveau) и наделал
много шума. В скорости потом было показано, что мышьяк, служивший для
опыта, содержал следы серебра с золотом! Так как из семи известных тогда
М. одни легче подвергались превращениям, другие труднее, то алхимики
делили их на благородные, совершенные, и неблагородные, несовершенные. К
первым принадлежали золото и серебро, ко вторым медь, олово, свинец,
железо и ртуть. Последняя, обладая свойствами благородных М., но в то же
время резко отличаясь от всех металлов своим жидким состоянием и
летучестью, чрезвычайно занимала тогдашних ученых, и некоторые выделяли
ее в особую группу; внимание, привлекавшееся ею, было так велико, что,
как увидим далее, ртуть стали считать в числе элементов, из которых
образованы М., и в ней именно видели носителя металлических свойств.
Принимая существование в природе перехода одних М. в другие,
несовершенных в совершенные, алхимики предполагали, что в обычных
условиях это превращение идет чрезвычайно медленно, целыми веками, и,
может быть, не без таинственного участия небесных светил, которым в то
время приписывали такую большую роль и в судьбе человека. По странному
совпадению, М. было числом семь, как и известных тогда планет, а это еще
более указывало на таинственную связь между ними. У алхимиков М. часто
носят название планет; золото наз. Солнцем, серебро - Луной, медь -
Венерой, олово - Юпитером, свинец - Сатурном, железо - Марсом и ртуть -
Меркурием. Когда были открыты цинк, висмут, сурьма и мышьяк, тела во
всех отношениях схожи с М., но у которых одно из характернейших свойств
металла, ковкость, развито в слабой степени, то они были выделены в
особую группу - полуметаллов. Деление М. на собственно металлы и
полуметаллы существовало еще в половине ХVIII ст.
Если М. тела сложные, то что же входит в их состав? В первое время
алхимики считали, что они образованы из двух элементов - ртути и серы.
Как сложилось это воззрение - сказать трудно, но его мы находим уже в
VIII ст. По Geber'y доказательством присутствия ртути в М. служит то,
что она их растворяет, и в этих растворах индивидуальность их исчезает,
поглощается ртутью, чего не случилось бы, если бы в них не было одного
общего с ртутью начала. Кроме того ртуть со свинцом давала нечто похожее
на олово. Что касается серы, то, может быть, она взята потому, что были
известны сернистые соединения, по внешнему виду схожие с М. В дальнейшем
эти простые представления, вероятно, вследствие безуспешных попыток
приготовления М. искусственно, крайне усложняются, запутываются. В
понятиях алхимиков, напр. Х - XIII ст., ртуть и сера, из которых
образованы М. не были та ртуть и та сера, которые имели в руках
алхимики. Это было только нечто схожее с ними, обладающее особыми
свойствами; нечто такое, которое в обыкновенной сере и ртути
существовало реально, было выражено в них в большей степени, чем в
других телах. Под ртутью, входящей в состав М., представляли нечто,
обусловливающее неизменяемость их, металлический блеск, тягучесть, одним
словом, носителя металлического вида; под серой подразумевали носителя
изменяемости, разлагаемости, горючести М. Эти два элемента находились в
М. в различном количестве и, как тогда говорили, различным образом
фиксированные; кроме того, они могли быть различной степени чистоты. По
Геберу, напр., золото состояло из большого количества ртути и небольшого
количества серы высшей степени чистоты и наиболее фиксированных; в
олове, напротив, предполагали много серы и мало ртути, которые были не
чисты, плохо фиксированы и пр. Всем этим, конечно, хотели выразить
различное отношение М. к единственному в тогдашнее время могущественному
химическому агенту - огню. При дальнейшем развитии этих воззрений, двух
элементов - ртути и серы, - для объяснения состава М. алхимикам
показалось недостаточно; к ним присоединили соль, а некоторые мышьяк.
Этим хотели указать, что при всех превращениях М. остается нечто
нелетучее, постоянное. Если в природе превращение неблагородных М. в
благородные совершается веками, то алхимики стремились создать такие
условия, в которых этот процесс совершенствования, созревания шел бы
скоро и легко. Вследствие тесной связи химии с тогдашней медициной и
тогдашней биологией идея о превращении М. естественным образом
отождествлялась с идеей о росте и развитии организованных тел: переход,
напр., свинца в золото, образование растений из зерна, брошенного в
землю и как бы разложившегося, брожение, исцеление больного органа у
человека, все это были частные явления одного общего таинственного
жизненного процесса, совершенствования, и вызывались одними стимулами.
Отсюда само собой понятно, что таинственное начало, дающее возможность
получить золото, должно было исцелять болезни, превращать старое
человеческое тело в молодое и пр. Так сложилось понятие о чудесном
философском камне. Что касается роли философского камня в превращении
неблагородных М. в благородные, то больше всего существует указаний
относительно перехода их в золото, о получении серебра говорится мало.
По одним авторам, один и тот же философский камень превращает М. в
серебро и золото; по другим - существуют два рода этого вещества: одно
совершенное, другое менее совершенное, и это последнее и служит для
получения серебра. Относительно количества философского камня,
требующегося для превращения, указания тоже разные. По одним, 1 ч. его
способна превратить в золото 10000000 ч. М., по другим 100 ч. и даже
только 2 ч. Для получения золота плавили какой-нибудь неблагородный М.
или брали ртуть и бросали туда философский камень; одни уверяли, что
превращение происходит мгновенно, Другие же - мало помалу и пр. Эти
взгляды на природу М. и на способность их к превращениям держатся в
общем в течении многих веков до XVII ст., когда начинают резко отрицать
все это, тем более, что эти взгляды вызвали появление многих шарлатанов,
эксплуатировавших надежду легковерных получить золото. С идеями
алхимиков в особенности боролся Бойль. "Я бы хотел знать - говорит он в
одном месте, - как можно разложить золото на ртуть, серу и соль; я готов
уплатить издержки по этому опыту; что касается меня, то я никогда не мог
этого достигнуть". После вековых бесплодных попыток искусственного
получения М. и при том количестве фактов, которые накопились к XVII ст.,
напр. о роли воздуха при горении, увеличении веса М. при окислении, что,
впрочем, знал еще Гебер, в VIII ст., вопрос об элементарности состава М.
казалось был совсем близок к окончанию; но в химии появилось новое
течение, результатом которого явилась флогистонная теория, и решение
этого вопроса было еще отсрочено на продолжительное время. Ученых того
времени сильно занимали явления горения. Исходя из основной идеи
философии того времени, что сходство в свойствах тел должно происходить
от одинаковости начал, элементов, входящих в их состав, принимали, что
тела горючие заключают общий элемент. Акт горения считался актом
разложения, распадения на элементы; при этом элемент горючести выделялся
в виде пламени, а другие оставались. Признавая взгляд алхимиков на
образование М. из 3-х элементов, ртути, серы и соли, и принимая их
реальное существование в М. горючим началом в них нужно было признать
серу. Тогда другой составной частью М. нужно было, очевидно, признать
остаток от прокаливания М. - их землю, как тогда говорили;
следовательно, ртуть тут не причем. С другой стороны, сера сгорает в
серную кислоту, которую многие, в силу сказанного, считали более простым
телом, чем сера, и включили в число элементарных тел. Выходила путаница
и противоречие. Бехер, чтобы согласовать старые понятия с новыми,
принимал существование в М. земли трех сортов: собственно землю, землю
горючую и землю ртутную. В этих то условиях Сталь предложил свою теорию.
По его мнению, началом горючести служит не сера и не какое-либо другое
известное вещество, а нечто неизвестное, названное им флогистон. М.
образованы из флогистона и земли; прокаливание М. на воздухе
сопровождается выделением флогистона; обратное получение М. из его земли
с помощью угля - вещества богатого флогистоном - есть акт соединения
флогистона с землей. Хотя М. было несколько и каждый из них при
прокаливании давал свою землю, последняя, как элемент, была одна, так
что и эта составная часть М. была такого же гипотетического характера,
как и флогистон; впрочем, последователи Сталя иногда принимали столько
элементарных земель, сколько было М. Когда Кавендиш при растворении М. в
кислотах получил водород и исследовал его свойства (неспособность
поддерживать горение, его взрывчатость в смеси с воздухом и пр.), он
признал в нем флогистон Сталя; М. по его понятиям, состоят из водорода и
земли. Этот взгляд принимался многими последователями флогистонной
теории. Несмотря на видимую стройность теории флогистона, существовали
крупные факты, которые никак нельзя было связать с нею. Еще Геберу было
известно, что М. при обжигании увеличиваются в весе; между тем, по
Сталю, они должны терять флогистон: при обратном присоединении
флогистона к земле вес полученного М. меньше веса земли. Таким образом
выходило, что флогистон должен обладать какимто особенным свойством -
отрицательным тяготением. Несмотря на все остроумные гипотезы,
высказанные для объяснения этого явления, оно было непонятно и вызывало
недоумение. Когда Лавуазье выяснил роль воздуха при горении и показал,
что прибыль в весе М. при обжигании происходит от присоединения к М.
кислорода воздуха, и таким образом установил, что акт горения М. есть не
распадение на элементы, а, напротив, акт соединения, вопрос о сложности
М. был решен отрицательно. М. были отнесены к простым телам, в силу
основной идеи Лавуазье, что простые тела суть те, из которых не удалось
выделить других тел. Этого взгляда химия держится поныне.
|