Мессия (с евр. Maшiax - помазанник, вследствие чего с греческого LXX
это слово переводится словом Христос или Помазанный). По первоначальному
своему значению, М. называется всякий помазанный освященным елеем,
например, первосвященник и особенно царь. Впоследствии это слово стало
означать исключительно Христа Спасителя, к которому оно относится целым
рядом мессианских пророчеств, проходящих по всему Ветхому Завету и
находящих себе завершение и подтверждение в Новом Завете. Согласно этим
пророчествам, М. должен был явиться как избавитель человеческого рода.
Он царь из дома Давидова - и это представление повело к той
национально-еврейской мечте, которая в лице М. видит действительно
царязавоевателя, долженствующего возвысить еврейское царство. При этом
совершенно упущена была другая сторона пророчеств, по которой М. должен
был явиться в уничижении и совершить искупление своими страданиями и
смертью. Вследствие такого национально-еврейского представления о М.,
особенно развитого раввинством, пришедший М. не был признан народом и
потерпел от него крестную смерть, а народ по-прежнему продолжал жить
ожиданием пришествия М., что неоднократно служило поводом для
выступления разных самозванцев, напр. Бар-Кохбы и др. См. Stahelin,
"Messian. Weissag." (1847); Riehin, "Mess. Weissag." (1875); сочинения
Делича, Гитунга и Орелли о том же Drummond, "The Jewish Messiah" (1877);
Ricbore, "Le Messie" (1879); Edersheim, "Prophecy and History in
relation to lhe Messiah" (1885).
А. Д.
|