Месса (messe, лат. missa) - нынешнее (со времен Тридентского собора)
название литургии у католиков. О происхождении этого названия существуют
различные мнения; всего вероятнее, что оно происходит от латинского
mittere, посылать, вследствие существовавшего в первенствующей церкви
обычая высылать из храма оглашенных во время литургии. В этом смысле
слово missa встречается уже у блаж. Августина. Состав католической М. в
его историческом развитии см. в издании "Собрание древних литургий
восточных и западных" (СПб., 1875 - 78, под редакцией профессора Е. И.
Ловягина), где изложен и сам текст ее в первоначальном составе в
редакции папы Геласия, с последующими изменениями, и более полно - в
сочинении Моне: "Messes latines et grecques depuis le II siecle jusqu'au
VI siecle" (Франкфурт, 1860). Весьма любопытен критически
рационалистический памфлет на католическую М., написанный реформатами:
"Anatomie de la messe" etc. (1636). Содержание М. в ее современном виде
см. в соч. Бобровницкого "О римскокатолической литургии". Относительно
времени совершения М. практика древней западной церкви представляет
некоторые особенности в сравнении с церковью восточной. Уже во II в. на
Западе литургию совершали дважды в неделю, кроме воскресенья, именно в
среду и субботу, тогда как на Востоке, по свидетельству Иустина, она
совершалась лишь в день воскресный. С V в. на Западе в праздники, когда
в храм стекалось множество молящихся, возник обычай совершать литургию
дважды в день в одном и том же храме (причем совершителем ее могло быть
одно и то же лицо - пресвитер или епископ), отчего эти дни назывались
многолитургийными (dies poliliturgici). В VIII в. случалось на Зпаде,
что в одном и том же храме совершались в праздник Рождества Христова
четыре литургии. Во времена гонений временем совершения М. на Западе
была ночь, почему Тертуллиан называет литургийные собрания antelucanas,
nocturnas соnvocationes. Впоследствии литургия стала совершаться днем, в
дни праздничные - в 12 ч. дня, в дни четыредесятницы и вообще дни
постные - в 3 часа дня. В средние века было установлено совершать М.
ночью в Рождество Христово и в великую субботу. Виды западной М.: 1)
"торжественная", иначе - "великая", "главная", "каноническая", с пешими
торжественными церемониями, с участием большего или меньшего числа
священнослужителей - нынешняя главная М.; 2) домашняя или тайная М.,
совершаемая на домашнем алтаре; 3) месса в честь мучеников, в дни памяти
их; 4) М. по обету (missa votiva), например, по случаю освобождения
какой-либо местности или лица от какого-либо бедствия. Корнелий Шультинг
(Schulting) в своей "Bibliotheca ecclesiastica" собрал 120 видов
литургии по обетам (см. Visconti, "De missae ritibus"; Marten, "De
antiquis monachorum ritibus"; Guyer. "Heortologia"); 5) М. за умерших, о
которой упоминает уже Тертуллиан в сочин. "De corona. militum".
Н. Б - в.
|