Меннониты - одна из протестантских сект, получившая название от
своего основателя, Симониса Меннона (1496 - 1561), голландца по
происхождению. Сначала Меннон был сельским католическим священником,
причем, по собственному его признанию (в автобиографии), не отличался
благочестием и любил светские развлечения. О воспитании его не
сохранилось сведений; он не был ученым богословом, но свободно писал на
латинском языке. В 1531 г. в Леенвардене ему пришлось быть свидетелем
ужасных казней анабаптистов; от сострадания к ним он перешел к убеждению
в их правоте, ссылаясь при этом на Библию, чтением которой, как и
сочинений Лютера и других протестантских богословов, он с особенным
усердием занялся. Когда, в 1535 г., при взятии войсками монастыря близ
Доккума, которым завладели анабаптисты, был убит его брат, находившийся
в числе последних, Меннон, после мучительной внутренней борьбы, открыто
отрекся от католичества и вошел в сношения с анабаптистами. Приняв
главные пункты их учения, Меннон отверг политическое, воинствующее в
мире назначение церкви, которое проповедовали Мюнстер и Иоанн
Лейденский, и написал резкое сочинение против последнего и его
притязаний на "царство". Исключительно религиозный характер учения
Меннона, почти тождественного с догматикой анабаптистов (отчего М. и
доселе часто отождествляются с анабаптистами), составляет главное
отличие меннонитства от анабаптизма. Приняв перекрещение и
"рукоположение" от одного из анабаптистск. "апостолов", Оббона Филиппа,
Меннон выступил в качестве "странствующего проповедника" и вскоре
привлек к себе последователей, организовал обширные общины в Фрисландии,
Кельне, южной Германии, Мекленбурге, а в 1543 г. принял на себя звание
"епископа" всех М. После богословского состязания с одним из учеников
Лютера, Иоанном Лоска, Меннон издал два сочинения: "О вочеловечении
Спасителя" и "О крещении". Результаты собора, созванного им для
рассуждения о церковной дисциплине М., Меннон изложил в весьма гуманном
сочинении: "Об отлучении от церкви Христовой". Пять лет пробыл затем
Меннон в нынешних русск. прибалтийских губ., с целью проповеди и
организации меннонитских общин, и здесь написал главное свое
догматическое соч. - "О Троице" (против унитариев), в котором
утверждает, что взаимное отношение лиц Св. Троицы составляет тайну,
предмет верования, а не рассуждения. - Последующая история меннонитства,
до XIX ст., представляет не что иное, как историю постоянной борьбы,
внешней - с католиками и протестантами, внутренней - между партиями,
образовавшимися в самом меннонитстве. Существование секты не было
признано ни в Германии, ни в Нидерландах, и сектанты могли собираться на
богослужение лишь тайно, под опасением казни. Голова самого Меннона была
оценена в 1540 г. Карлом V, и он должен был скрываться в потаенных
местах. Большинство его последователей, избегая гонений в отечестве,
воспользовалось приглашением заняться работами по осушению болот в
Пруссии, между Данцигом, Эльбингом и Мариенбургом. Когда эта работа была
ими исполнена с полным успехом, означенная территория, находившаяся во
власти короля польского, была отдана им в полное владение. Не ранее как
в 1780 г. на них наложена была подать в 5000 талеров, а в 1790 г. у них
отнято было право приобретать здесь земельную собственность. - Во время
гонений между М. оказалось много "падших", т. е. отрекшихся от своего
вероисповедания. Когда гонение утихло, возник спор об отношении "церкви"
к этим падшим. Все общество М. разделилось по этому вопросу на
"радикалов", под предводительством Филиппа Дирка, требовавших
безусловного отвержения падших церковью, и "умеренных", соглашавшихся на
их воссоединение. Победа осталась на стороне радикалов, и все
"умеренные" собором были отлучены от церкви, несмотря на то, что к этой
партии принадлежал сам Меннон. Тогда "умеренные", соединившись с
нидерландскими М., образовали особую, весьма многочисленную секту
"либеральных тауфгезиннтов" (Taufgesinnten), название же М. осталось за
радикалами. Впоследствии строгих М. стали называть утонченными, а
либеральных - грубыми М. Радикалы потребовали от Меннона, чтобы он
произнес проклятие на либералов, и М. уступил, написав в свое оправдание
второе сочинение "Об отлучении", за которое два тауфгезинтских
проповедника - Цилис и Леммекен - провозгласили своего вождя
"изменником". Меннон отвечал им анафемой, но пред смертью сказал
окружавшим: "не будьте слугами людей, как я". Со времени смерти Меннона
до 1572 г. М. в Нидерландах снова подвергались жесточайшим
преследованиям. Перекрещивание, отрицание присяги, уклонение от военной
службы - эти "догматы" Меннона вызывали общую ненависть даже в народе,
считавшем М. противниками не только церкви, но и государства.
"Утонченные" и "грубые" М. все более и более обособлялись друг от друга.
"Грубые" углубились в догматику и доходили до рационализма; утонченные
занялись нравственной казуистикой и регламентацией правил обыденной
жизни. Для всех членов меннонитских общин установлена была форма и
ценность одежды, убранство жилищ и т. п. Лучшим в это время явлением
между М. было общее почти стремление устроить свою жизнь наподобие
первобытной христианской общины. Но и в этом отношении скоро возникли
разногласия, напр. о том, в храме ли только друг другу, или и в частных
домах, всем странствующим, нужно умывать ноги; подвергать ли отлучению
за нарушение правил об одежде и жилищах и т. п. В эпоху борьбы за
освобождение Нидерландов голландские М. оказали великие услуги своему
отечеству, жертвовали нередко всем своим состоянием, вступали солдатами
в армию Вильгельма Оранского и т. д. Вследствие этого они получили
полную свободу богослужения, право заводить школы и созывать соборы из
представителей своих общин. На первом же из этих соборов обнаружилось,
что 24 тауфгезинтских общины уже много лет не имели своих храмов и
проповедников, а детей своих обучали в школах реформатских. Вследствие
этого М. неминуемо должны были подпасть, в своем религиозном учении и
культе, влиянию отчасти реформатов, отчасти ремонстрантов, под которым и
находились все XVII-e и половину XVIII в. Реформатская церковь
неоднократно пыталась навязать М. символ, составленный несогласно с
учением Меннона. В 1795 г. голландские М. были уравнены в правах с
католиками и реформатами; вмешательство гражданской и церковной власти в
дела их общин было устранено. На амстердамском соборе состоялась полная
yния всех партий М. Они устроили миссии (на о-ве Яве) и
благотворительные заведения, а в начале XIX в. у них явилась в
Амстердаме и семинария для приготовления проповедников. В Гарлеме
существует "Богословское общество" М. - В Пруссии, в 1847 г., М. лишены
свободы от военной службы, вследствие чего значительная их часть
эмигрировала в Россию. В 1869 г. один из вождей М., Мангарт, признал,
что меннонитский догмат об обязательном устранении от военной службы не
имеет безусловного значения, так как война допускается и Св. Писанием,
как средство самозащиты, составляющей такую же обязанность христианина,
как и обязанность никого не убивать, нападая.
Литература. Сочин. самого Меннона: "Opera omnia theologica"
(Амстерд., 1681); Hermanus Schyn, "Historia Mennonitarum" (1723); Stark,
"Geschichte der Taufe und Taufgesinnten" (Лпц., 1789); Cremer, "Het
Lowen en de Verrigtingen von Menno Simon" (Амстерд., 1837); Blaupot
ten-Cate, "Greschichdensis der Doopsgezinden" (Амстердам, 1837 - 1850);
Roosen, "Menno Simons" (Лпц., 1848); Muller, "Die М. in Oslfriesland"
(Амстерд. 1887); A. Brons, "Ursprung, Entwickelung und Schicksale der
Mennoniten" (1888); А. Г. Вишняков, "Общество анабаптистов или М." (в
"Православном Обозрении", 1861); "Mennonitischer Cathechismus".
Н. Б-в.
М. в Poccии. Первое переселение М. в Россию, из Мариенвердерской
низменности (в Пруссии), состоялось в 1789 г., по приглашению
правительства, в числе 228 семейств, причем им была обещана свобода
вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота
от всяких податей на 10 лет и каждому семейству отведено по 65 дес.
земли, а также на проезд и обзаведение по 500 р. В свою очередь, М.
обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих
чрез их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и платить
поземельную подать по 15 к. с десятины удобной земли. В 1789 г. был
заселен Хортицкий окр. (Екатеринославского у. и губ.); вновь прибывшие в
1793 - 96 г. 118 семейств частью расселились в существовавших уже
колониях, частью в новых, в уу. Александровском и Новомосковском.
Несмотря на огромные выгоды, предоставленные М. они, по донесению
Контениуса (1799), находились в "недостаточном состоянии" от частых
неурожаев, каменистой почвы и падежа скота во время суровых зим. В виду
этого правительство переселило в 1800 г. 150 семейств на Молочные воды
(Мелитопольского у. Таврической губ.), дав им до 120 тыс. дес., а
Хортицкий окр. (до 35 тыс. дес.) предоставило в распоряжение оставшихся
колонистов, частью как надел, частью в виде запаса на прибылое
население, с уплатою в казну 21/2 к. за десятину. В том же году
дозволено М. варить пиво и мед, курить хлебное вино, как для
собственного употребления, так и для продажи, а посторонним "навсегда"
воспрещено иметь в их колониях харчевни, питейные дома и шинки. Тогда же
образованы меннонитские еврейские общины, с довольно широким
самоуправлением. До 1820 г. колонизация М. распространялась почти
исключительно пришельцами из-за границы; за это время число колоний
увеличилось в Молочанском окр. до 40, а в Хортицком до 18. С 1820 г.
впуск в Россию иностранных поселенцев был приостановлен. Около 1835 г.
Хортицкий окр., вследствие увеличившегося населения, стал нуждаться в
земле; ему отвели новый участок в 9492 д. в Александровском у., и в
течение 1836 - 52 г. 145 молодых семейств устроили 5 новых колоний,
которые в 1852 г. были окончательно отделены от хортицкого окружного
управления и образовали третий меннонитский окр., названный
Mapиупoльcким. На Молочне так же шел рост колоний. Из Пруссии приезжали
сюда нередко весьма состоятельные люди, вследствие чего Молочанский окр.
сделался главным центром хозяйственной и умственной интеллигенции М. За
период с 1828 по 1866 г. здесь возникло 18 новых колоний на запасных
землях. В короткое сравнительно время пустынная местность Молочанского
окр. наполнилась рощами плодовых тутовых и лесных деревьев, богатыми
нивами и стадами отличной породы скота. С 1854 г. данцигские,
мариенбургские и эльбингские М. стали селиться в Самарской губ., сначала
в Новоузенском у., а потом и в Самарскому и до 1874 г., когда прибыла их
последняя партия, образовали 16 колоний, получив также до 15 дес. на
душу. Все земли находились обыкновенно в вечно-потомственном владении
целой колонии, без права отчуждения в посторонние руки. Распределялись
они по угодьям и подворно или посемейно, без дробления. Двор переходил в
единоличное пользование к одному из сыновей, признанному способным
продолжать хозяйство, или к лицу из того же общества, купившему его с
аукциона. Это повело, с одной стороны, к скоплению в одних руках
обширных участков, с другой - к увеличению числа безземельных. О них
впервые позаботился М. Корнис, бывший председателем молочанской комиссии
сельского хозяйства. Он пытался устроить в 1841 г. торгово-промышленную
колонию) для безземельных, но успел поместить только 30 семейств; в 1866
г. правительством была закрыта самая комиссия. Между тем общественная
экономическая неурядица росла; особенно жесток был раздор между
хозяевами и безземельными Молочанского округа. В 1869 г. изменен закон
наследования, допущена дробность наделов; правительство стало раздавать
безземельным запасные земли и ввело большую правомерность в составе
сельских сходов. Когда в 1874 г. все вообще колонисты в России были
признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано М. как
требование, несогласное с их религиозными убеждениями; значительная их
часть решилась выселиться из России. Посланный "задержать" выселяющихся,
гр. Э. К. Тотлебен был уполномочен обещать им льготы относительно
отбывания военной службы, которые им действительно и предоставлены. Но
эти льготы не вовсе прекратили переселение. Из одной Таврической губ.
переселилось в Америку, до 1876 г., около 900 меннонитских семейств, и
почти столько же из Екатеринославской. Дальнейшие переселения,
вызванные, между прочим, голодовками (напр. в 1879 - 80 гг.) были
незначительны. Так напр., из Самарской губ. с 1880 по 1889 г. выселилось
всего 71 семейство (390 д. об. п.): 46 сем. в Хиву, где часть получила
от хана 4-десятинный надел, а часть определилась в столяры, плотники и
т. п.; 10 сем. - в Сыр-Дарьинскую область, где они основали 4 колонии,
получив по 15 дес. на душу и правительственную ссуду на устройство школ
и общественных мельниц; 13 сем. - в Америку (шт. Небраска и Арканзас), 1
сем. - в Оренбург, 1 сем. - в Омск. М., с самого водворения в Россию,
разделились на два толка: фламандский и фрисландский. Принадлежащие к
последнему отличаются меньшею строгостью в соблюдении обрядов. В 1855 г.
в колонии Эйнлаге (Хортицкого округа) появились сектанты - Hupfer'ы,
державшиеся буквы Св. Писания, и вскоре после того "иерусалимскиe
братья" - прогрессисты. Первые в 1860 г. образовали особую церковную
общину и отвергли власть конвента, ведавшего дела духовного призрения и
церковного благочиния. Отлученные за это конвентом от церкви, они
составили, вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент М.,
выселившихся на Кавказ в 1864 - 66 г. (более 200 семейств).
В настоящее время всех М. в. России около 50 000 д. об. п.; живут они
в губ.: Екатеринославской (уездах: Александровском, Екатеринославском и
Мариупольском) - 51 колония. Таврической - 57 колонии, Херсонской - 16
кол., Самарской - 18 кол. и на Кавказе - около 20 кол. Некоторые
ошибочно считают за М. и немцев, живущих в Радичеве, Черниговской губ.
(2 кол.), поселенных здесь еще гр. Румянцевым в 1772 г. В общем, М.
владеют около 300000 дес. земли. По владению землею они делятся на
хозяев (полных - не менее 65 дес., половинных и четвертных),
малоусадебников (до 1/2 дес., без полевого надела) и безземельных. Число
последних растет все более и более и в некоторых местах достигает 20 %
(Самарская губ.). Подушные сборы раскладываются сельским сходом
одинаково на всех рабочих обоего пола от 14 до 60 лет (с 1867 г.).
Поземельную подать, разные сборы и натуральные повинности хозяева несут
сообразно с наделом (после 1862 г.
- по 52/3 к. с дес.). С величиной подворного участка соразмеряется и
выгон. Живут М. поселками в 15 - 20 домов, один от другого в 2 - 5 в., и
занимаются преимущественно земледелием. Последнее часто ведется более
или менее усовершествованными орудиями, по 4 - 5-польной системе, причем
посевы чередуются (напр. в Самарской губ.) так: пар, рожь, пшеница
(составляющая главный предмет торговли), овес и ячмень; редко просо и
еще реже горох. Среднее количество хлебов получается на надельный двор
(в Самарской и Екатеринославской губ.) до 2000 пд. Развито у М. и
скотоводство, преимущественно овцеводство (улучшенные породы); более
всего в Молочанском округе, где в 1889 г. было до 10 000 лошадей, более
15 000 гол. рог. скота (лучших пород) и около 20 000 овец. Живя, большей
частью, в безлесной местности, М. издавна занимались разведением
деревьев: фруктовых, тутовых и лесных; в одном Молочанском округе
имеется свыше 3,5 млн тутовых деревьев; развито также шелководство и
табаководство. Густой цепью расположены заводы (винокуренные, суконные,
кирпичные, черепичные и др.), фабрики, мельницы и всевозможные
мастерские, преимущественно изготовляющие земледельческие орудия. Самый
цветущий в промышленном отношении - Молочанский округ. М. высоко ставят
грамотность, считая ее "важнейшей потребностью общества"; между ними нет
неграмотных; мальчики и девочки обязательно посещают школы (большей
частью одноклассные; в каждой колонии по школе; кроме того в Хортице и
Гальбштадте русские высшие училища, в Гальбштадте и Орлове на Молочне
- ремесленные училища). В доме почти каждого хозяина имеется
какой-либо периодический орган (чаще - немецкий). Все, даже противники
иностранных колонистов, утверждают, что М. трудолюбивы, любят порядок,
нравственны, гуманны и трезвы. Они живут в больших и удобных домах (ок.
30% каменных) и преимущественно малосемейны. Влияние их на окружающих
русских крестьян благотворно. Господствующая идея их учения - ожидаемое
восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на
земле церкви чистой и святой. Затем, безусловная вера в Библию, в
буквальный смысл ее текста; свобода личного понимания в области
верования; евхаристия - лишь благоговейное воспоминание событий из жизни
Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры;
крещениe совершается только над взрослыми; судебные тяжбы, присяга и
воинская служба отрицаются. В церковном отношении каждая самостоятельно
организовавшаяся община существует независимо от других: она сама
избирает своих духовных наставников и проповедников. Для решения дел,
касающихся целой общины, созывается "общее церковное собрание",
постановления которого утверждаются "конвентом духовных старшин"; тот же
конвент служит представителем общины перед правительством. Все дела М.,
превышающие власть губернатора, подаются на имя министра внутренних дел
и рассматриваются в департаменте иностранных исповеданий. Дела о
построении новых молитвенных домов решаются губернатором по согласованию
с местным епархиальным архиереем, а в случае их разногласия - министром
внутренних дел, по согласованию с синодальным обер-прокурором. На
"духовных старшин" возложена обязанность вести метрическую запись
"крещаемых" (взрослых); другие части метрики - о бракосочетавшихся и
умерших - ведутся ими или "сельскими приказами" колоний, для каждой
колонии отдельно; из этих отдельных записей в южных губерниях
составляется общая метрика для целого поселенческого меннонитского
округа. Главнейшие колонии: Гальбштадт (около 1000 жителей),
Молочанского округа; Эйнлаге (около 900 жит.) и Шенгорст (около 1500
жителей) - Хортицкого; Шентад (около 700 жит. об. п.) - Мариупольского;
Кеппенталь и Гансау - Николаевского округа (Новоузенского у., Самарской
губ.). Три новороссийских округа - Молочанский, Хортицкий и
Мариупольский образуют "Новороссийское братство М.", составляющее
страховое от огня общество, санкционированное в 1867 г. Ср. Клаус, "Наши
колонии" (СПб., 1869); Красноперов, "Меннонитские колонии" ("Рус.
Мысль", 1883, № 10 и "Юрид. Вестн.", 1889, № 6); Велицын, "Иностранная
колонизация в России" ("Рус. Вестник", 1889 и 1890, и отд., крайне
пристрастный очерк); "Сборник материалов для описания местностей и
племен Кавказа" (V); "Рус. Старина" (1883 № 5); "Записка об обычном
праве М." (Симф., 1884).
В. Р - в.
По уставу воинской повинности 1874 г. (ст. 157) меннониты освобождены
от ношения оружия и потому не назначаются в войска, а отбывают
обязательные (общие) сроки службы в мастерских морского ведомства, в
пожарных командах и в особых подвижных командах лесного ведомства.
Льгота эта распространяется, впрочем, лишь на тех из М., которые
присоединились к секте или прибыли из-за границы, для водворения в
империи, до 1 января 1874 г.
К. - Х.
|