Мендельсон-Бартольди (Felix Mendelsohn-Bartholdy) - выдающийся
немецкий композитор, еврейск. происхождения (1809 - 1847), внук Моисея
М. 15-летним юношей он кончил университет, а знаменитую увертюру "Сон в
летнюю ночь" написал, когда ему было 18 лет (вся музыка к комедии
Шекспира написана позднее). Кроме того, М.-Б. занимался литературой,
живописью и пр. Занятия у Бергера (по фортепиано) и у Цельтера (по
теории) так подвинули М.-Б., что в 8 лет он мог свободно читать с листа
самую сложную музыку и совершенно правильно приписывать к данному басу
гармонию. В 1827 г. была поставлена в Берлине опера М.-Б. "Die Hochzeit
des Gamacho", не оправдавшая возлагавшихся на нее надежд. В последствии
М.-Б. очень мало писал для сцены: в 1829 г. им написана небольшая опера
(Liederspiel) "Heimker aus der Frernde", предназначавшаяся для
исполнения в семье М., а не для публики; другая опера, "Лорелея",
осталась неоконченной. Увертюра "Hebriden" (1832) и итальянская симфония
(1833) представляют отголоски путевых впечатлений М.: первая навеяна
Фингаловой пещерой на Гебридских островах, вторая - Неаполем. Как
композитор, М. имел наибольший успех, кроме Германии, в Англии, чем и
объясняются частые посещения им этой страны. С 1833 г. начинается
деятельность М. как дирижера, сначала в Дюссельдорфе и прирейнских
городах, потом в Лейпциге, где он дирижировал концертами Gewandhaus'a и
основал консерваторию. С 1843 по 1845 г. М. жил в Берлине, где занимал
место главного директора церковной музыки. Главная заслуга М., как
капельмейстера, заключается в пропаганде лучших произведений величайших
композиторов: он впервые познакомил немецкую публику с симфонией С-dur
Франца Шуберта, исполнял Генделя, С. Баха. Наиболее выдающиеся соч. М. -
оратории "Павел" (1836) и "Илия" (1840), баллада "Вальпургиева ночь",
увертюра (кроме названных выше) "Ruy Blas" (1839), симфонии A-dur (1833)
и A-moll (1842), скрипичный концерт (1845), фортепианный концерт Gmoll
(1832), песни без слов для фортепиано, по своей выразительности стоящие
выше вокальных песен М. М. написал 5 симфоний, 7 концертных увертюр, 2
фортепианных концерта, 1 скрипичный, 2 струнных квинтета, 7 струнных
квартетов, 1 струнный октет, 1 секстет для фортепиано со струнными, 3
квартета с фортепиано, 2 струнных трио с фортепиано, сонату для
фортепиано и скрипки, 2 сонаты с фортепиано и виолончелью, 3 оратории,
кантату "Lobgesang", музыку к "Антигоне", к "Аталии", к "Эдипу в
Колоне", 3 мотета для хора, 8 псалмов, много вокальных песен, хоров,
фортепианных, органных пьес (3 прелюдии и фуги, 6 сонат) и пр. М.
воспитался на классических образцах; их влияние видно как в форме,
тематической разработке, так и в оркестровке. В свои сочинения он внес,
однако, и новые веяния, и хотя не может стать в один уровень с
первоклассными великими композиторами, но после них занимает ближайшее
место. В его больших сочинениях, напр. в ораториях, симфониях, не
достает величественного единства построения, грандиозного полета мысли.
Живя в эпоху романтизма, охваченный ее атмосферой, М. написал музыку к
"Sommernachtstraum", в которой все характерные черты его таланта
выступили наиболее рельефно; впоследствии он стал повторяться.
Невыгодная сторона его творчества - тяготение к минору. Музыка М.
вызвала целый ряд подражателей, как в Германии, так и вне ее пределов.
Письма М. хорошо его характеризуют, особенно "Reisebriefe" (Лпц., 1861).
Обширный список биографий и статей, посвященных М., помещен в
"Biographie universelle des musiciens", Фетиса (supplement et
complement).
Н. Соловьев.
|