Менандр (MenanoroV) - афинянин, сын Диопейфа (342 - 291 до P. X.) -
глава новой аттической комедии, как Аристофан - глава древней. Находясь
в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, М. был
сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного
и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и
характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было
личное существование М. Об общественной его деятельности никаких
сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в
Александрию. Число комедий М. доходило до 105 или 108, но всего 8 раз он
вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был
Филемон. Ни одна из комедий М. до нас полностью не дошла. Понятие о
построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы
Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию М. на
римскую сцену (fabula palliata), Знакомят нас с М. многочисленные
отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от
них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность
имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим
почитателем М. из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый
грамматист Аристофан из Византии (262 - 185 г. до Р. Х.), он отвел М.
первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму
действительность находил критик в комедиях М. Наставительность комедий,
верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в М. Плутарх,
ставящий его выше Аристофана. "Не стоит посещать театр", замечает
моралист, "если не дается что-либо из Менандра". По словам Квинтилиана,
М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава М. не
отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент
Александрийский находили возможным хвалить М. и заимствовать из него
мудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэта
на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью
содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели
добывали эти суждения не из самых комедий, а из Стобея, Атенея,
схоластов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание
однострочных изречений М., числом до 760. Всего уцелело от М. до 1130
отрывков и названия 73 комедий. Мир комедий М. - частные повседневные
отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с
обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения;
индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных
свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними
и теми же именами, только в различной обстановке - такова отличительная
черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые
рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы,
глупые хвастунысолдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки,
содержатели непотребных домов - вот сфера в которой вращается М.
Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей,
мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то
вымаливающих, то кротких, то суровых". Для римской сцены переделаны были
Теренцием 4 комедии М.: "Евнух", "Сам себя казнящий", "Братья",
"Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из
двух греческих. Лучшими из комедий М. считались "Женоненавистник" и
"Фаида". Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых,
глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в
любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух".
Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у
него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и
бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место.
Личными достоинствами
- молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью
- определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного
положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к
обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных
видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого
господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в
обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт
рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги;
обижать бедняка - значит совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М.,
так и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для
одних афинян IV в. до Р. Х., сближают эти комедии с новоевропейской
драмой, и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и
простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за
пределами собственно Греции в течение многих веков. Стихотворный размер
диалогов
- ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не
было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским
воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них
житейских сентенций - к Еврипиду. Ср. Meineke, "Fragm. comic, graec."
(Б., 1839 - 1857; в 1 т. критич. история греч. комедии, в IV т. отрывки
М.; компактное изд. его же, 1847); Kock, "Comic. graec. fragm." (Л.,
1880 - 1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur la
comedie de М." (П., 1854); Guizot, "Menandre" (Пар., 1855); Preller, в
"R.-Encyclop." Паули.
Ф. Мищенко.
|