Медресе, мадраса (араб., училище) - у мусульман высшая школа. В
России М. встречаются во всех местностях со сплошным мусульманским
населением, но особенно многочисленны М. в Ср. Азии. Древнейшие М.
существуют в Самарканде, Коканде и Ташкенте; основание их относится к XV
в. Большинство М. в Туркестане основано в текущем столетии.
Благоустроенное М. имеет вид правильного четырехугольника, обнесенного
кирпичной стеною, ко внутренней стороне которой пристраиваются худжра
(кельи для учащихся, а иногда и для учителей), одна или несколько
дарсхане (классная комната) и мечеть. Наибольшая часть М. находится в
городах или больших базарных селениях. Основаны они и содержатся
исключительно на средства от вакуфов; многочисленность М. указывает на
то, каким богоугодным делом считается у мусульман распространение
училищ. Заведывающий вакуфом данного М. (мутавалий) ведет всю
хозяйственную его часть, которая совершенно независима от учебной;
последняя находится в исключительном ведении мударриса (преподавателя).
В больших и богатых М. несколько мударрисов. В былое время назначение
мударрисов производилось или лично ханом, или хакимами, управлявшими
отдельными вилайетами. В русском Туркестане порядок назначения
мударрисов установлен лишь с 1891 г: о выборе мударриса составляется
местным обществом приговор, который, вместе с заключением инспектора
училищ, препровождается к главному инспектору училищ края, от которого и
зависит утверждение избранного лица в должности. Почти все мударрисы
принадлежат к питомцам М. Бухары; немногиe лишь получили свое
образование в Коканде. Мударрисы вступают обыкновенно в должность не
моложе 40 лет и не покидают ее до глубокой старости или до самой смерти.
Ученики М. носят названия: мулла (грамотный), талиб-и-ильм или просто
талиб (ищущий знания), шакирд (ученик, подмастерье). В М. поступают
юноши, прошедшие курс в низших мусульманских школах - мектэбе, где они
научились читать по-арабски В среднеазиатских М. ученики начинают с
того, что выучивают наизусть аваль-и-ильм (начало науки) - краткий
мусульманский катихизис, изложенный на персид. яз. в вопросах и ответах.
Засим следует первый отдел курса - грамматический; учащиеся должны
овладеть араб. яз. настолько, чтобы без особого труда следить за
дальнейшими отделами курса. Следующий курс распадается на два отдела -
мушкилят (общеобразовательный) и масаля (юридический). В состав первого
входят богословие, логика, диалектика, метафазика с отделом астрологии и
космографии, канонические предания и объяснения к корану. Юридический
курс слагается из изучения религиозного права (о деяниях безусловно и
условно обязательных, одобрительных, неодобрительных и запрещенных, об
обрядах и т. п.) и гражданских и уголовных законов теократического
мусульм. государства. Весь курс вообще никогда не выполняется. Полный
юридический курс проходят те, кто надеется со временем занять должность
казия, муфтия или вообще считает необходимым близко познакомиться с
мусульм. юриспруденцией. Из др. наук большим уважением пользуется
математика, но она проходится лишь попутно при изучении наследственного
права и сводится к четырем правилам арифметики и некоторым положениям
геометрии, необходимым для измерения земли при разделе ее между
наследниками, а также при купле-продаже. Затем в М. знакомятся с
географией, под которой разумеют свод древних народных сказаний на
географические темы (напр. об острове на Индейском океане, населенном
кинокефалами), и с первыми начатками народной медицины. Учеников
стараются убедить, что кругом наук, изучаемых в М., исчерпывается
человеческая мудрость и человеческая нравственность. Самое изучение
сводится к заучиванию наизусть известных кник), отчасти изложенных
стихами. Ученики М. подразделяются на три класса или разряда: младший -
одна, средний - аусат, старший - ала. Экзаменов при переходе в старший
класс не существует: окончив изучение известной книги и переходя к
следующей, учащийся тем самым становится учеником высшего класса,
определенных сроков для пребывания в том или другом классе или, что все
равно, для изучения назначенных для класса книг, нет; фактически
пребывание в каждом из трех классов продолжается средним числом от 3 до
4 лет. Случается, что ученик сидит в одном классе от 8 до 10 лет.
Возраст учащихся колеблется от 15 до 40 лет. Число их в одних М. не
превышает 5
- 10, в других доходит до 300 и больше. В последние годы заметно
увеличивается число учащихся в М. Ферганской области; в 1891 г. в них
было 5407 учащихся, из них 2553 в одном Коканде. О туркестанских М. ср.
отчет Ф. М. Керенского в "Ж. М. Н. Пр." 1892 г., №11.
|