Медея (Mhdeia) - дочь колхидского царя Эета и Гекаты, внучка Гелиоса.
Имя М. тесно связано с одним из древнейших греческих сказаний, об
аргонавтах - обломком преданий о сношениях греков с странами Востока в
доисторические времена. Чарам М. научилась от матери. Гера и Афродита
зажгли в ней страсть к Язону, когда последний, во главе аргонавтов,
прибыл в Колхиду за золотым руном. Чудесная мазь М. делает Язона мощным
и неопалимым, и он укрощает дышущих огнем быков, вспахивает ими обширное
поле; чарами М. усыплен тот змей, которому доверено было царем золотое
руно, и Язон овладел сокровищем. Согласно уговору, в награду за услуги,
Язон обязан был взять себе М. в жены и уехать в Грецию вместе с нею.
Когда Эет пустился в погоню за аргонавтами и уже настигал их, М.
изрубила брата своего Ансирта на куски и бросала куски в море; отец стал
собирать останки сына, и погоня была замедлена. На Крите пал от руки М.
великан Тал. По прибытии в Иолк Язон, при помощи М. отмстил Пелии за его
насилия и преступления: М. уговорила дочерей Пелии зарезать отца и
сварить в котле, уверяя, что из котла он выйдет живым и юным. По
обнаружении цареубийства Язон и М. бежали в Коринф. Когда, после 10 лет
супружеской жизни, Язон изменил М. ради Главки или Креузы, дочери
коринфского царя, М., в гневе на супруга, умертвила юную невесту Язона и
ее отца, причем орудием смерти: послужили платье и венец, отравленные
ужасным ядом и принятые невестою в дар. Тут же умертвила М. двух детей
своих от Язона, а сама на драконовой колеснице бежала в Афины, к царю
Эгею. По одному из вариантов, М., по смерти Креонта, сделалась царицей
Коринфа; коринфские женщины, желая свергнуть с себя иго варварки и
волшебницы, умертвили 14 детей ее у алтаря Геры Акраи, где М. искала
убежища. В Афинах М. родила Эгею сына Меда, но и оттуда была, изгнана,
за покушениe отравить царского сына Тезея. Конец жизни М. провела в
Колхиде, куда она возвратилась с сыном и где восстановила отца на
царство, умертвив похитителя его власти, своего дядю Нерсеса; по другому
сказанию, власть над Колхидой она предоставила сыну Меду, по имени
которого названа была Медией (Мидией) завоеванная им страна. Черты
кудесницы, изначала присущие образу М., возобладали над прочими ее
свойствами в позднейших произведениях поэтов. У поэта александрийской
школы, Аполлония Родосского (ок. 280 - 200 до P. Хр.), М. - общий тип
кудесницы и чародейки, как изображает ее и Овидий в "Метаморфозах": она
низводит луну на землю, собирает и разгоняет тучи, потрясает леса и
горы, смиряет змей и т. п. Древнейшее упоминание о М. содержится в
"Феогонии" Гезиода; героиней драмы впервые сделал М. Неофрон. Еврипиду
принаддежит честь разработки характера, в основных чертах своих
созданного его предшественником; ни последующая древность греческая и
римская (Сенека), ни новые драматурги (Корнель, Легуве) не прибавиди
ничего существенного не только к характеру героини, но даже к построению
драмы. Сказание о М. сохранилось, кроме Еврипида, у Диодора, Аполлодора,
Гигина и Павсания. Имена городов Иолка, Коринфа, Афин, удерживаясь в
сказании о М. до позднейших форм его, дают некоторое понятие о том, где
возникло сказание и где получало дальнейшее развитие; но проникнуть в
первоначальные мотивы сказания или в его основу едва ли возможно.
Мифологи склонны сводить все сказание о Язоне и М. к солнечно-лунному
мифу (Преллер, М. Мюллер, Рошер) или в образе М. видеть молнию, а в
Язоне - солнечного героя, торжествующего над чудовищными силами грозы
(Шварц, Дешарм). Кёлер сопоставляет множество европейских сказок и
индийскую сказку о царевиче Срингабуджа, все с содержанием близким к
тому, что рассказывается о М. ("Orient u. Occident", II, 113 сл.). Проф.
Воеводский ищет в сказании о М. следов людоедства ("Каннибализм в греч.
мифах", 328 сл.). Ср. Patin, "Etudes sur les tragiques grecs. Euripide"
(I, 116 - 196); L. Schiller, "М. im Drama alter u neuer Zeit" (Инсб.,
1864) Ф. Мищенко.
|