Махдий - Ибн-Хельдун (Prolegomenes, франц. перев. Slane, II, 158)
говорит: "Издавна мусульмане усвоили мнение, что в конце веков
непременно должен появиться из рода пророка человек, который поддержит
религию и даст победу правде. Привлекши к себе истинных верующих, он
воцарится над мусульманскими государствами и назовется М.
("направленным", т. е. "благонаправленным"). Тогда придет Деджжаль (=
антихрист) и совершатся события, знаменующие приближение последнего часа
миpa. После пришествия антихриста сойдет с неба Иисус и убьет его, а по
другому преданию Ииисус снизойдет одновременно с М., поможет ему
истребить Деджжаля и, при соверешении молитвы, признает М. за имама". На
идею о М. (мессианизм) в Коране нет и намека: она держится у мусульман
на основании преданий. История этой идеи, восходящей к зороастрову
верованию в Саошйанта, представлена у Ренана в "Vie de Jesus" и у Дж.
Дарместетера в "Ormazd et Ahriman" (Пар., 1877). Людей, объявляющих себя
М., появлялось в мусульманском мире уже много; история их изложена в
соч. Дж. Дарместетера, "Le Mahdi depuis les origines del'islam jusqu'a
nos jours" (Пар., 1885); глава VIII посвящена суданскому аскету
(дервишу) Мохаммеду-Ахмеду, родившемуся в Донголе в 1843 г., объявившему
себя в августе 1881 г. М. и породившему то религиозно-политическое
волнение, которе и до сих пор продолжается в Судане.
А. К-ий.
|