Мах (Эрнст Масh, род. в 1838 г.) - проф. физики в университете в
Праге; будучи в 1879 - 80 гг. его rector magnificus, выступил
противником попыток сделать университет чешск. установлением. Им
напечатано большое число мемуаров и книг, начиная с 1861 г. по cиe
время. Его научные исследования касаются главным образом акустики и
оптики - "О стробоскопическом определении высоты тона" (1873), "Об
отражении и преломлении звука" (вместе с Фишером, 1873), "О скорости
распространения взрывных волн" (1877) и др., "О цвете двойных звезд на
основании принципа Допплера" (1861), "О полном отражении и аномальной
дисперсии" и т. д. В сотрудничестве с Яуманном, М. изд. "Leitfagen der
Physik fur Studierende" (Прага, 1891). Большою известностью пользуются
соч. М.: "Einleitung in die Helmholtsche Musiktheorie" (Грац, 1866),
"Die Geschichte und die Wurzel des Satzes der Erhaltung der Arbeit"
(Прага 1872). "Optisch-akustische Versuche" (Пpaгa, 1873), "Grundlinien
der Lehre von den Bewegungsempfindungen" (Лпц., 1875), "Die Mechanik in
ihrer Entwickelung" (Лпц., 1883; 2 изд. 1889), "Beitrage zur Analyse der
Empfindungen" (Вена, 1886).
Н. Г.
Труды М. богаты экскурсами в область философии; у него есть рефераты
и речи, всецело посвященные высшим обобщениям, напр. "Die okonomische
Natur der physikalischen Forschung" (1882) и "Ueber Umbildung und
Anpassung im naturwissenshaftlichen Denken" (1884). По М., не тела
производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным
постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела.
Последними элементами являются цвета, звуки и т. д., и мы должны
исследовать их связь. Наше "я" есть не реальное единство, но единство
практическое, группа элементов, связанная между собою крепче, а с
другими группами того же рода - слабее. Для М. существует не
противупоставление "мира" и "я", ощущения и предмета, а только связь
элементов. Науке, по его мнению, предстоит просто признать эту связь и
пользоваться ею для выработки ясного понятия о существующем, отказавшись
от попыток объяснить существование самих элементов. Ср. Лесевич, "Что
такое научная философия" (М., 1889, гл. XIV и XV).
|