Матфей св. - апостол и евангелист, автор первого канонического
евангелия. В число двенадцати апостолов он призван был с должности
мытаря, т. е. сборщика пошлин - самого унизительного для иудея положения
(Матф. IX, 9). Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постоянно
назывался М. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея, Евсевия
и др., он в течение 15 лет по вознесении проповедывал иудеям в
Иepyсалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам - к
эфиопам, македонянам, персам. По преданию, он потерпел мученическую
кончину. Память его чтится 16 ноября. Известное под его именем
"Евангелие от М." есть одно из древнейших и наименее оспариваемых
критикой. По свидетельству Папия (у Евсевия Ц. И. III, 30), М. написал
свое Евангелие поеврейски, что подтверждается и другими древними
писателями, напр. Оригеном и Иеронимом. Несмотря на эти ясные
свидетельства древности, многие позднейшие писатели и критики (Кальвин,
Беза, Фрицше, Де-Ветте, Эвальд и др.) старались доказать, что евангелие
от М. первоначально было написано на греч. языке. В пользу еврейского
подлинника высказываются, однако, весьма многие и из новейших
иссдедователей, как Эйхгорн, Ольсгаузен, Герике, Баур, Делич и др., хотя
до нас не сохранилось ни одного еврейского экземпляра. Насколько
греческий перевод близко соответствует своему предполагаемому еврейскому
подлиннику - это вопрос крайне трудный и запутанный. Предполагают, что
перевод носит на себе следы литературной переработки, так как в
известном теперь евангелии от М. события излагаются не с
последовательностью непосредственного очевидца, а по известному
преднамеренному плану. Евангелие это предназначалось для иудеев,
обратившихся в христианство; поэтому в нем оставляются без объяснения
иудейские обычаи и топография Палестины. Так, говоря об ооычае фарисеев
умывать, руки, М. прямо предполагает его известным своим читателям,
между тем как Марк, писавший для христиан из язычников, в параллельном
случае дает пояснение этого обычая (ср. Матф. XV, 1, 2 и Марк. VII, 1 и
сл.). Времясчисление у М. иудейское; целью евангелия ставится доказать,
что Иисус был обетованный Мессия. Самые события евангельской истории
изображаются как исполнение древних пророчеств, вследствие чего у М.
постоянно встречается фраза: "все это случилось, дабы исполнилось
предсказанное пророками". Евангелие М. состоит из трех главных отделов:
в первом излагается история происхождения Христа и начальной Его
проповеди (I - IV), во втором - Его служение в Галилее (V - XVIII), в
третьем - служение в Иудее, закончившееся воскресением и вознесением на
небо (XIX - XXVIII). По времени своего написания это самое раннее из
всех четырех канонических евангелий и написано вскоре по вознесении
Христа, во всяком случае до разрушения Иерусалима. Фолькмар и др.
пытались отнести его к началу II века (105 - 110), но попытка эта должна
быть признана вполне неудачною. Из толкований на евангелие М. особенно
известны труды Оригена, Иеронима, Златоуста, из новейших - Де-Ветте,
Кейля, Плюситра, епископа Михаила (в его толковании четверневангелия);
из критич. иссдедований - Luthardt, "De Compos. Ev. Maltb." (1861); В.
Weiss, "D. Maltheusevang." (1876).
Л. Д.
|