Марш (ит. - marcia, франц. - marche, от франц. marcher - идти) - род
музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей,
преимущественно войска. М. пишется в четыре четверти или 2/4 в
двухколенном или коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный,
простой и энергичного характера. Смотря по скорости движения, М.
получает разные названия. Церемониальный М., в 4/4 медленнее скорого М.,
который пишется в 2/2 или в 4/4 alla breve. Похоронный М. имеет
одинаковые движения с церемониальным или еще более медленные. М. - один
из главных элементов военной музыки. Похоронный М. пишется в миноре, a
триo в мажоре; другие М. пишутся в мажоре. Форма М. применяется не
только в полковой музыке, но и во всякой другой. Она получила
художественную обработку в операх, напр. коронационный М. в "Иоанне
Лейденском" Мейербера, М. в "Тангейзере" Вагнера, шествие в "Лоэнгрине",
у Моцарта в "Волшебной флейте", М. цыган в "Прециозе" Вебера, у
Бетховена в "Фиделио", у Глинки М. Черномора, у Серова в "Рогнеде", у
Чайковского в "Орлеанской деве", у Рубинштейна в "Нероне". Кроме того,
форма М. встречается в симфониях, напр. в военной симфонии Гайдна,
Marcia funebre в героической симфонии Бетховена, у Шопена, в сонатах
Бетховена, в симфонии Шпора "Die Weihe der Тonе", у Берлиоза венгерский
М. в "Гибели Фауста", у Мендельсона свадебный М. в музыке "Сна в летнюю
ночь". Существуют М. и как самостоятельные симфонические произведения,
напр. коронационный М. Чайковского, Kaiser-marsсh, Huldigungsmarsch
Вагнера. Из вокальных М. особенно известна марсельеза . Marciale или
Marziale - музыкальный термин, требующий исполнения в характере М.
Н. С.
|