Марло (Кристофэр Marlow) - знаменитейший из английских драматургов,
предшествовавших Шекспиру (1564 - 1593). Бедняк, сын сапожника, он
получил первоначальное образование в Кентербэри и 16 лет от роду
поступил в кембриджский унив. В 1583 г. он окончил университет со
степенью бакалавра и отправился в Лондон искать счастья. Есть известие,
что раньше чем выступить в качестве драматического писателя он был
актером, но сломал себе ногу и навсегда должен был отказаться от
сценической карьеры. Живя в Лондоне, М. перезнакомился с поэтами и
драматургами и был на более или менее короткой ноге с Грином, Чапманом,
сэром Вальтером Рэлэем и Томасом Нашем, с которым они вместе написали
трагедию "Дидона". В 1587 г. М. получил в Кембридже степень магистра
искусств и поставил на сцену свою первую трагедию, "Тамерлан". Из двух
господствовавших в его время направлений драматического искусства,
классического и народного, М. избрал последнее, с тем, чтобы
преобразовать его. До М. народная драма была чередованием кровавых
событий и шутовских эпизодов, в которых клоунам позволялось даже
импровизировать. Уже в прологе к "Тамерлану" замечается сознательное
намерение автора проложить новые пути драматическому искусству,
заинтересовать публику изображением всемирно-исторических событий,
картинами падения царств и народов. Помимо этого, М. первый сделал
попытку поставить действие на психологическую основу, осмыслить его
внутренними мотивами. В лице Тамерлана он вывел тип честолюбца,
сгорающего ненасытной жаждой власти; единство трагедии состоит в том,
что все лица приведены в связь с этой трагической чертой характера
восточного завоевателя, возвышаются и гибнут через нее. Той же
психологической манеры держался М. и в других своих произведениях. Герой
другой драмы М., "Фауст", (1588), неудовлетворенный средневековой
наукой, желает, с помощью магии, проникнуть в тайны природы;
неудовлетворенный предписаниями средневекового аскетизма, он томится
свойственной человеку эпохи Возрождения жаждой жизни и ее наслаждений -
и за удовлетворение этих двух стремлений охотно готов отдать свою душу
дьяволу. - Психологическим мотивом, лежащим в основе третьей драмы М.,
"Мальтийский жид "(1589 - 1590), является жажда мести еврея христианам,
за все те несправедливости и угнетения, которым в продолжение веков
подвергались его соотечественники со стороны христиан. Задачею М. было
изобразить постепенное ожесточение и нравственное одичание человека под
влиянием обрушившихся на него гонений и несправедливостей. Ошибка
английского драматурга состоит в том, что герой пьесы не выдерживает до
конца роли неумолимого мстителя за свой народ и в последнем акте
позволяет увлечь себя корысти. Самое зрелое произведение Марло - его
драматическая хроника "Эдуард II", послужившая образцом для "Ричарда II"
Шекспира. И в этом роде произведений он явился таким же реформатором,
как и в других. До "Эдуарда II" пьесы из национальной истории
представляли собой, за весьма немногими исключениями, не более как
переложенные в диалогическую форму хроники. В противоположность авторам
этих произведений, М. отнесся к своему материалу как истинный художник:
брал то, что было ему нужно для его драматических целей отбрасывал
ненужное, разгадывал внутренние мотивы поступков действующих лиц,
создавал из неясных намеков цельные характеры. Благодаря таким приемам,
обличающим в М. истинного художника, драматическая хроника превратилась
под его рукой в настоящую историческую драму, с правильным, осмысленным
внутренними мотивами развитием действий, с благодарными драматическими
положениями и мастерски очерченными характерами. Задуманной М. реформе
английской драмы не мало способствовал введенный им стихотворный размер,
совершенно изменивший драматическую дикцию. Замена рифмы белым стихом
имела весьма важное значение в истории развития английской драмы.
Обязательная рифма, как это видно на примере французской так наз.
ложно-классической трагедии, стесняла фантазию поэта, заставляла его на
каждом шагу жертвовать мыслью форме, тогда как введенный М. гибкий и
плавный пятистопный белый ямб сразу дал англ. народной драме
естественность, простоту и свободу. Блистательная драматическая карьера
М. была прервана самым трагическим образом. В бытность свою в Депфорде,
маленьком городке на Темзе, он поссорился в таверне, за ужином, с своим
собутыльником Арчером. Вспыльчивый М. выхватил кинжал и бросился на
Арчера, который отразил удар и направил кинжал М. в его собственный
глаз. Поэт умер через несколько часов, в страшных мучениях. Если принять
в соображение, что М. погиб не достигши и тридцати лет, в том возрасте,
когда Шекспир не написал еще ни одного из своих великих произведений, то
нельзя не удивляться силе его гения и тому, что в короткое время он
успел сделать так много для развития английской драмы. Без преувеличения
можно сказать, что он расчистил дорогу самому Шекспиру. Свод сведений о
М. можно найти в книге Н. Стороженко, "Предшественники Шекспира", и в XX
выпуске "Истории всеобщей литературы" Корша и Кирпичникова. См. также
Ward, "English Dramatic Literatur"(T. 1, 1875); Saintsbury, "Elizabethan
Literature" (Л. 1887); Symonds, " Shakspeares Predecessors" (1884);
Ulrici, "Shakspeares Dramcitische Kunst" (1-ый т.); Fiscker, "Zur
Charakteristik der Dramen Marlowe" (Лпц. 1889); Heinemann, "An Essay
towards a Bibliography of Marlowe's Faustus" (Л. 1884); Faligan, "De
Marlowianis Fabulis" (П. 1888); Kellner, "Zur Sprache Christopher
Marlowe" (Вена, 1888). Произведения М. издавались много раз; лучшее их
издание принадлежит Дейсу ("Marlowe's Works", Л., 1850). На русском яз.
есть перевод "Фауста", сделанный Минаевым - слишком вольный ("Дело",
1876, май), и весьма удовлетворительный перевод "Эдуарда II",
принадлежащей г-же Радиславской (журнал "Искусство" за 1885 г.).
Содержание "Мальтийского Жида" изложено очень обстоятельно и со
множеством выписок в статье Уварова о М. ("Русское Слово", 1859, № 2 и
3).
Н. Стороженко.
|