Мантенья (Андреа Mantegna, 1431 - 1506) - знаменитый итал. живописец
и гравер, главный представитель падуанской школы раннего Возрождения. Он
был приемный сын и ученик Фр. Скварчоне; подготовившись под его
руководством, развился далее под влиянием произведений Донателло, Ф.
Липпи и Як. Беллини. В самом раннем из своих произведений, исполненном в
сотрудничестве с др. художниками в црк. дельиЭремитани, в Падуе
("Крещение мага Гермогена", "Св. Иаков перед Иродом Агриппой". "Св.
Иаков, благословляющий новообращенного", "Усекновение главы св. Иакова"
и пр.) - М. уже выказывает любовь к классической древности и знакомство
с античной пластикой, а также знание перспективы и уменье справляться с
ракурсами. К той же ранней поре его деятельности относятся: алтарный
образ, написанный для црк. св. Юстины в Падуе (ныне находится в
миланской галл. Брера), отличающийся большей гармонией тонов и более
мягкою лепкою тела; "Св. Евфимия" (в неаполитанском музее), полная
благородства и строгости, а также "Мадонна на троне со святыми",
исполненная для црк. св. Зенона в Bepoне; две части пределлы последней
иконы, замечательной по определенности рисунка, выразительности фигур и
законченности деталей, находятся в музее гор. Тура, а средняя часть - в
луврском музее. Переселение в Мантую, в 1459 г., послужило на пользу
художнику, способствуя смягчению резких сторон его таланта. К этому
времени относятся: алтарный образ с маленькими фигурами, написанный им
для дворцовой капеллы маркиза (ныне нах. в галлерее Уффици, во
Флоренции), "Св. Севастиан" (в венской галлерее), "Св. Георгий" (в
венецианской акд. худож.), "Мадонна с ангелами" (в берлинском музее).
Главный труд, исполненный М. в эту пору - фрески в свадебной зале
(camera de' sposi) мантуанского замка, сохранившиеся вполне лишь на
одной стене, а на другой сильно пострадавшие. Они изображают сцены из
семейной жизни Лодовико, немного тяжеловатые по композиции и формам, но
полные могущественного величия и жизненной правды. В живописи потолка
этой залы (амуры, сцены из легенд о Геркулесе, Оpине, Орфее и пр.),
также вполне сохранившейся, М. является основателем новых принципов
плафонной живописи, доведенных потом до полного развития Корреджио.
Работая преимущественно для мантуанских маркизов, Лодовико и его
преемников, Федериго и Франческо, М. получал заказы и от других
итальянских владетельных особ, от Эсте, Медичей и др. Папа Иннокентий
VIII пригласил его в Рим для расписания капеллы в бельведерской вилле
(уничтоженной при Пие VI). Ко времени пребывания художника в Риме
относится также чрезвычайно тонкая по работе Мадонна, писанная для
Франческо Медичи (ныне наход. в гал. Уффици). По возвращении своем в
Мантую, М. окончил девять больших картин, с изображением триумфального
шествия Цезаря. Эти картины, долженствовавшие заменить собою тканые
ковры на стенах дворца Сан-Себасиано, сильно пострадали от реставраций и
ныне хранятся в гэмптон-коуртском замке близ Лондона. В них ярче, чем в
какихлибо других произведениях М., выразилось его увлечение классическою
древностью. К тому же позднему периоду деятельности М. относятся:
"Madonna della vittoria" (в Лувре), "Мадонна между св. Иоанном и св.
Магдалиной" (в лонд. национ. гал.), привлекательные по мастерской
группировке фигур, величественности композиции в нежности отделки.
Немного позже этих картин из-под кисти М. вышли две другие хранящиеся
теперь в луврской галерее, в Париже, и изображающие победу добродетелей
над пороками, и "Парнас"; в них талант М. проявился во всей полноте
своего развития. Последнею работою М. был, по-видимому, "Триумф
Сципиона", найденный в мастерской художника после его смерти (находится
в лонд. национ. галерее). Последние годы своей жизни М. провел в нужде,
причиною которой была постройка им на свой счет роскошной семейной
капеллы при црк. св. Андрея в Мантуе. Главные достоинства М., -
величественность концепции, строгий рисунок, отличная лепка фигур,
основанная на изучении античной скульптуры, и сила выражения; слабые его
стороны - некоторая несмелость композиции и недостаточный колорит. Ему
принадлежит заслуга введения гравирования в Ломбардии; он один из первых
начал в своих гравюрах воспроизводить собственные композиции, а не
чужие. Наиболее любопытные из его гравюр: "Спящая Мадонна" (Br. 8),
"Христос между св. Андреем и Лонгином" (Вr. 6), "Положение во гроб" (Br.
3), "Борьба морских богов" (Br. 3), "Вакханалия", "Триумфальное шествие
Цезаря" (шесть листов, из которых самому М. принадлежат несомненно
только два, Вr. 10 и 11).
А. Н - в.
|