Мансар (Mansard, или, что правильнее, Mansart) - фамилия двух франц.
архитекторов. 1) Франсуа М. (1598 - 1666). Из его построек замечательны:
дворец Гастона Орлеанского, в Блуа (1635 - 60), замок "Maisons" на Сене
(1642 - 51), замечательная по своему вкусу реставрация Отеля-Карнавале в
Париже, и, наконец, монастырь и собор Валь-де-Грас, там же, начатый в
1645 г.; эту последнюю постройку художнику не удалось окончить, так как
своею смелостью и независимостью в преследовании художеств, целей он
навлек на себя немилость королевы Анны Австрийской. Впоследствии он
осуществил задуманный им проект, в меньшем размере, при сооружении
капеллы замка Фрэн (Frenes). Постройки М. отличаются замечательной
уравновешенностью и красотой композиции. По своему направлению, он
принадлежит к последним представителям национальной франц. школы, в
отличие от последующих архитекторов, сильно зараженных итальянским
влиянием. Хотя и до него архитекторы любили пользоваться высокими франц.
крышами для устройства в них жилых помещений, однако, М. сообщил этому
роду построек свое имя (mansarde), так как особенно охотно и часто
прибегал к ним для достижения декоративных эффектов. 2) Жюль-Ардуэн М.
(1646 - 1708), племянник предыдущего. Из его многочисленных работ особго
внимания заслуживают: обстройка Площади Побед и Вандомской площади в
Париже, перестройка незначительного охотничьего замка-павильона Версаль
в колоссальный, всемирно известный дворец, сооружение большого Трианона
в Версальском парке и дворца Марли, разрушенного во время великой
революции. Лучшим его созданием должны считаться купол и фасад церкви
Дома Инвалидов, в Париже, одного из превосходнейших памятников франц.
зодчества. Людовик XIV, встретив в М. даровитого выразителя своих
грандиозных замыслов, сделал его генерал-суперинтендантом всех строений
Франции и возвел в графское достоинство. Стиль его отличается
великолепием и строгостью, хотя многие из его произведений и носят на
себе отпечаток внутренней пустоты и театральной напыщенности.
|