Мане (Эдуард Manet, 1832 - 83) - франц. живописец-жанрист и гравер,
родоначальник импрессионистов, с детства выказывал влечение к искусству;
начал свою карьеру в морской службе и в юности совершил плавание на
корабле в Pиo-деЖанейро. Это путешествие усилило его страсть к живописи,
которой посвятил себя всецело по возвращении своем в Париж. М. поступил,
в 1851 г., в ученики к Кутюру и занимался под его руководством около 6
лет. Покинув мастерскую этого художника, М. предпринял поездку в
Голландию, Германию и Италию и изучал в музеях этих стран великих
колористов, в особенности Рембрандта и Веласкеса. Вскоре, однако, он
отрекся от всяких образцов и от всяких преданий, поставив себе задачей
полный натурализм, сколь возможно верное и сильное воспроизведение
общего впечатления природы, эффекта света и красочных пятен, без заботы
о содержании картины, о красоте форм, выделке деталей и изяществе
исполнения. Это направление художника приобрело ему многих порицателей,
но также и многих хвалителей. Картины М., полные жизни и характера,
писанные смелою, доходившею иногда до грубости кистью, долго не находили
себе доступа в годичные парижские салоны, как произведения
антихудожественные и порою безнравственные. Это побудило его, в 1867 г.,
устроить свою отдельную выставку. Двери салона открылись для него только
10 лет спустя, когда он сам и примкнувшая к нему группа искателей
новизны и неприкрашенной естественности в искусстве мало-помалу
завоевали себе расположение публики. Наиболее характеристичные картины
М. - "Завтрак на траве" (1863), "Олимпия" (1865; находится в
Люксембургском музее), "Любитель пива" (Bon bock, 1873), "Девочка,
смотрящая на железнодорожный поезд" (1874), "Костюмированный бал в
парижской опере" (1874), "Нана", "Скачки в Булонском лесу" и нек. др. М.
занимался также гравированием и, сверх снимков со многих из своих
картин, прекрасно исполнил аквафортным способом воспроизведения "Мадонны
с кроликом" Тициана, "Портрета Тинторетто", писанного им самим, и
"Маленьких всадников" Веласкеса.
А. С - в.
|