Майя (Мауа, множеств, число Mayab) - наименование населения
полуострова Юкатан и отчасти других областей Мексики, Гватемалы,
Гондураса и С. Сальвадора. До прихода испанцев в стране М. существовало
большое количество мелких владений; поселение Майяпан, под управлением
династии Коком, имело, по преданию, как бы гегемонию в общем союзе. По
словам туземцев, оно было разрушено за 125 лет до прихода испанцев. Весь
образ жизни М. в доиспанское время был сходен с мексиканским, только
приноровлен к гораздо более теплому климату. Дома были просторны и
легки, покрыты соломою или пальмовыми листьями и с большим навесом.
Одежда мужчин состояла из повязки для прикрытия наготы, у женщин - из
платка, обмотанного вокруг бедер . М. стискивали головы детей между
досками, чтобы дать им длинный, сплющенный вид. Они заостряли точением
зубы, пробуравливали носовую перегородку и татуировали верхнюю часть
тела. Календарь их в существенных чертах был тождествен с мексиканским,
равно как и авгурское искусство; лишь имена знаков и картин - иные, хотя
относительно большей их части можно доказать, что они вытекают из тех же
представлений, как и соответствующие мексиканские. Картины у М. получили
значение письменных символов. М. далеко оставили за собою мексиканцев в
изобилии архитектурных памятников и в развитии иероглифического письма.
Как и другие среднеамериканские народности, М. не умели возводить
сводов. Их крутые пирамиды, длинные, низкие фасады дворцов, с узкими,
кверху трехугольником сходящимися отверстиями для дверей, не
представляют красоты линии или композиции. Зато в декорации М. достигли
многого. Она состоит из несколько раз переплетенных или как бы вдвинутых
друг в друга орнаментов, образцами которых были узоры тканей, особенно
сеткоооразных. Война с испанцами заставила М. разбрестись по лесам. Ср.
Stoll, "Die Sprache der Ixil Indianer. Ein Beitrag zur Ethnologie und
Linguistik der Maya" (Лпц., 1887); его же, "Die Mayasprache der
Pokomgruppe" (Вена, 1888). Иероглифы М. сохранились в 4 рукописях (в
Дрездене, Париже и Мадриде); они дают или изображения фигур, или
соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями.
Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Над разъяснением их
работали прежде всего de Rosny (Essai sur le dechiffrement de l'ecriture
hieratique de l'Amerique centrale", П., 1876) и Cyrus Thomas ("A study
of the Manuscript Troano", Вашингтон, 1882). Система цифр, благодаря Э.
Фёрстеманну ("Erlauterungen zur Maya: Handschrift der Konigl.
offenlichen Bibliothek zu Dresden", 1886), совершенно разъяснена. Для
разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в "Zeitschrift fur
Ethnologie", 1886) и Зелер (в "Verhandlungen der Berliner
Anthropologischen Gesellschaft", 19 марта 1887 г., и в "Zeitschrift fur
Ethnologie", р. 231 сл.). Последний доказал, что группы иероглифов
составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине
под ними действию, другого - иероглифически означающего соответствующего
бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Самые иероглифы - не
соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание,
но почти исключительно идеограммы. Ср. "Die Maya-Handschrift, der
Konigl. offentlichen Bibliothek zu Dresden" (изд. Forsltemann, 2 изд.,
Дрезден, 1892); Seler, "Der Charakter der aztekischen und der
Maya-Handschriften" ("Zeitschrift fur Ethnologic", Б., 1838, 1891);
Schellhas, "Die Gottergestalten der MayaHandschriften" (там же, 1892).
|