Майолика - итал. блюда, вазы, аптекарские банки, различная посуда для
домашнего употребления и комнатного убранства, архитектурные украшения и
вообще изделия всякого рода из обожженной глины, покрытые непрозрачною
глазурью и раскрашенные огнеупорными красками. Название таких изделий
произошло от о-ва Майорки (Maiolica - имя о-ва, смягченное итальянским
народным произношением), откуда, в 1115 г., были впервые вывезены
генуэзцами, как военная добыча в борьбе с пиратами, испано-мавританские
керамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянских
гончаров образцами при их опытах производства М. Кроме этих образцов,
между которыми особенно замечательны вазы и блюда, орнаментированные
чаще всего немногоцветными узорами и отсвечивающие на своей поверхности
металлическим отблеском (rifletto, reflet) стали или меди, на развитие
М. несомненно имели влияние подобные изделия Малой Азии и Персии,
занесенные в Италию через сношения ее торговых городов с Сицилией и
Востоком. Колыбелью итальянской М. может считаться Пиза, где впервые
появились подражания арабским и персидским работам. Отсюда производство
М. перешло прежде всего на берега р. Метауро, в урбинском герцогстве, и
затем распространилось как в его столице и других городах, так и в
разных, более или менее отдаленных от него, местах Апеннинского
полуо-ва. Вначале итальянские мастера изготовляли только так наз.
полумайолику (mezzo-maiolica), т., е. предметы из красной глины,
покрывавшиеся тонким слоем белой и, после первого их обжигания,
получавшие разрисовку и свинцовую глазурь, за которыми следовало
вторичное обжигание. Настоящая М. явилась тогда, когда стали употреблять
для изделий желтоватую или беловатую глину и; вместо свинцовой поливы,
покрывать ее глазурью из смеси окисей свинца и олова, которою уже
пользовался для своих терракот знаменитый Лука делла-Poббиa. Развитию М.
много способствовали быстро усилившийся запрос на нее в высших слоях
общества и покровительство, оказываемое ей владетельными особами,
особенно урбинскими, феррарскими и флорентийскими герцогами, также общий
подъем итальянского искусства в эпоху Возрождения. Период процветания М.
продолжается с конца XIV по конец XVI ст. В эти два столетия она
достигает высокого совершенства в отношении форм изделий, блеска и
гармонии красок, качества поливы, вообще тонкости и изящества работы;
занимающиеся ею мастера нередко выказывают себя истинными артистами;
лучшие итальянские художники не гнушаются сочинять рисунки для
воспроизведения на сосудах. В особенности пользуются известностью
продукты фабрик Урбино, Губбио, Кастель-Дуранте (ныне Урбании), Пезаро,
Форли, Деруты, Каффаджоло, Фаэнцы, Феррары; сверх того, существовали
майоликовые мастерские в Сиенне, Фьезоле, Римини, Фабриано, Венеции,
Падуе, Бассано, Витербо, Неаполе и мн. др. местах. Произведения одной
местности отличаются от изделий другой преобладанием и любимым
сочетанием известных красок, характером орнаментации, свойством поливы,
цветом ее металлического рефлекса и т. п. признаками, по которым
современные нам любители и собиратели М. распознают работы различных
фабрик и мастеров, независимо от марок, нередко встречающихся на этих
предметах. Так, например, мастера Губбио, в числе которых самыми
искусными были Джорджио Андреоли, его братья, Салимбени и Джованни,
обращали внимание больше всего на силу, а его сын, Виченцио, на гармонию
красок, и щеголяли золотистыми и рубиновыми отблесками своих блюд с
изображением нестрого нарисованных исторических сюжетов и бюстов
красавиц (т. наз. amatorie - блюда, на которых посылались или
подносились в подарок сласти по случаю свадеб и др. торжеств). Напротив
того, фабрики Урбино, производившие М. в огромном количестве, которое
расходилось не только по всей Италии, но и в других странах Европы,
славились изяществом форм роскошной посуды и художественностью
украшающих ее рисунков, по большой части копий с композиций Рафаеля и
др. знаменитых живописцев. Главные мастера здесь были Франческо
Гардуччи, Асканио дель-фу-Гвидо, высокодаровитый Франческо Ксанто,
семейство Фонтана и др. Рефлекс золотистого или рубинового цвета,
нередко встречающийся на урбинским М., нежнее и чище чем тот, которого
достигали мастера Губбио. Изделия тосканского городка Каффаджоло
узнаются по краскам: темно-синей, почти черной или воронова крыла,
густой кобальтовой, а также ярко-желтой и оранжевой, гармонирующей с
синим цветом и выделяющейся на ярко-белом фоне . Изображения на этих
изделиях состояли преимущественно в арабесках сначала восточного
характера, а потом стиля Возрождения, в гербах, аллегорических фигурах и
эмблемах и отчасти в религиозных сценах. Отличительными признаками М.
пезарского происхождения (главные мастера - Джиронамо дел-де-Габбиче,
его два сына, Бернардино Гальярдино и Якомо Ланфранко) преимущественно
служат желтая полива и лиловатый металлический отблеск . Здесь впервые
стали изображать на чашах и блюдах бюсты и конные фигуры воинов,
рыцарские сцены и портреты молодых женщин (amamorie). Специальностью
КастельДуранте был глубокий голубой или золотисто-желтый фон, на котором
изображались, преимущественно белою и серою красками, арабески,
арматура, грифоны, сирены, амуры, густые гирлянды, пучки цветов и т. п.
Из мастерской Деруты, устроенной учеником Л., делла-Роббиа, Антонием
дель-Дуччьо, выходила посуда с рельефами, вазы в виде сосновых шишек,
тонкие М., расписанные орнаментами и изображениями женских бюстов и
исторических сюжетов; господствующими в ней красками были голубая или
бистрового цвета, рефлексы - янтарные. Фаэнца отличалась легкостью своих
изделий и превосходною, белою, блестящею их поливой; орнаментация их
состояла по большой части в изящных арабесках, светлых на светлом,
преимущественно лиловато-сером фоне . В середине XVI ст. манера
исполнения и сюжеты фаэнцских М. несколько изменились, и они стали
сильно походить на урбинские вследствие перехода в Фаэнцу тамошних
мастеров; желтого цвета с металлическим отблеском эта местность не знала
до конца. Производство прекрасных М. развивается, во 2-й половине XV в.,
в Неаполе и его окрестностях (так назыв. абруццская школа). Из здешних
фабрик выдается над всеми достоинством своих работ основанная в Кастелли
и управляемая талантливыми мастерами Нордо ди-Кастелли и Антониусом
Лоллусом. Последнему приписывают изобретение позолоты по фаянсу,
заимствованное от него урбинскими и друг. итальянскими керамистами.
После следовавшего затем продолжительного упадка, фабрика эта снова
возвышается в конце XVII в., благодаря трудам Джованни Груе, потомство
которого поддерживает ее репутацию до самой средины XVIII ст. Из прочих
пунктов Италии, имевших мастерские М., следует назвать Венецию. Между ее
разнообразными изделиями особенно замечательны, в XVII ст., тарелки и
блюда из плотной, стекловидной и легковесной глины, издающие при ударе
металлический звук; края их украшены по большой части рельефными
изображениями плодов и листьев, а дно - живописью, представляющей
человеческие фигуры, иногда копии с картин Тициана и других живописцев.
С начала XVIII ст., под влиянием вкуса времени, пристрастного к роскоши
и маньеризму, отдающему предпочтение фарфору перед фаянсом, М. начинает
падать повсеместно в Италии и превращаться из искусства в рутинное
ремесло. Новейшие попытки возродить ее в этой стране не привели пока к
результатам, которые затмили бы достоинство старинных изделий того же
рода и уменьшили бы их интерес в глазах любителей изящного. Производство
М. было занесено из Италии во Францию, где вообще, при королях Франциске
I и Генрихе II, изготовление художественной посуды стояло очень высоко;
но возникшие здесь майоликовые мастерские мало помалу были вытеснены
фабриками фаянса. М. была известна также Швейцарии, Австрии, Германии и
Нидерландам; однако, нигде не достигала такого совершенства, как в
классической стране искусства. Образцы М. можно видеть в СПб., в
Отделении Средних Веков и эпохи Возрождения Имп. Эрмитажа, а также в
музеях Имп. общества поощрения художеств и центрального училища
прикладного искусства бар. Штиглица. Ср. F. de Mely, "La Ceramique
italienne" и A. Genolini, "Maioliche italiane" (Милан, 1881).
А. С - в.
|