Мадригал (madrigal или mandrial) - музыка на стихотворения
пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних,
произошло от провансальских слов mandre - пастух и gal - жалоба, по
мнению других - от materialia, обозначающего светское пение и данного М.
в отличие его от духовного пения (motetto), схожего с М. по форме. М.
перешел из Прованса в Италию. Старейший манускрипт М., находящийся в
ватиканской библиотеке, относится к 1300 г. Художественную обработку М.
впервые получил у Адриана Виллаерта, представителя венецианской школы, в
первой половине XVI в. При нем М., вместо речитативной формы, получил
более округленную хоровую полифоническую форму. М. преимущественно
писался для 3 - 5 голосов. Он получил большое распространение в Италии и
в других странах западной Европы. Мадригалы писали Аркальдельт,
Палестрина, Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки и пр. Расширенный
введением arioso, М, считается формою, предшествовавшею опере.
Музыкальные инструментальные сочинения, схожие по своему складу с М.,
или переложения М. на инструменты, назывались RIcercare, Fantasia,
Toccata. Madrigaletto - короткий мадригал, Madrigalone - большой
мадригал.
М. (лит.) - лирическое стихотворение с искусно переплетающимися
рифмами (сходно с сонетом) и с шутливым или сентенциозным содержанием,
соответствующим форме. М. возник у итальянцев и перешел в испанскую и
французскую литературы, а затем и в русскую конца XVIII и начала XIX вв.
|