Мавры (этнография). - М. теперь называется часть населения Берберии
(у древних "Мавритании" или "Маврусии"), очень смешанного происхождения.
Классическое слово "М.", давшее имя области, означает, по-видимому,
"черные люди". Происхождение и этническое сродство древних М. до сих пор
не вполне ясны. Думают (преимущественно на основании сравнительной
филологии), что жители всей сев. полосы Африки (и собственно М., и
нумидийцы) были родственные племена и что их чистые или наиболее чистые
потомки - нынешние берберы горных округов ("Амазирги") и туареги южной
полосы Атласа. На прибрежных равнинах страны М. вероятно еще в
доисторические времена смешивались с семитскими или хамитскими
пришельцами; еще сильнее должно было происходить смешение с римлянами,
вандалами и особенно с арабами. Новое, смешанное племя стало заметно
отличаться от горцев, т. е. чистых М.; однако, имя М. сохранилось не за
горцами, а за жителями городов и прибрежных равнин Берберии. И теперь
имя М. применяется собственно к городскому населению Берберии. По
внешности М. очень симпатичны, красивы, с несколько задумчивым
выражением лица, но они трусливы, фанатичны, чувственны, жестоки,
коварны и умственно тупы. Значительная часть М. занимается торговлей и
разведением кофе, остальная - ремеслами, садоводством, земледелием.
Говорят поарабски, но не чистым наречием.
История. Впервые история знает М. во время югуртинской войны (110 -
106): Мавритания, область к З от Мулухи, составляла тогда уже правильное
и организованное государство, под управлением царя Бокха. В 25 г. до Р.
Хр. Август отдал ее нумидийскому царю Юбе II. С 42 г. по Р. Хр. она
стала римскою провинцией. Когда в 429 г. сюда вторглись вандалы и
основали свое царство, они застали не менее 170 городов с епископскими
кафедрами. Велизарий (533) возвратил римской империи Мавританию. С 667
г. храбрый арабский полководец, корейшит Окба, стал производить из
Египта ряд набегов на З и, по уверению мусульманских историков, достиг
даже Атлантического океана; но берберы и визанийцы упорно
сопротивлялись, и только в царствование Валида подководец Муса, между
706 - 709 гг., подчинил халифату всю сев. Африку. Господство халифов
было в сев. Африки непродолжительно: в IX века мы видим здесь много
автономных царств или княжеств (Аглабиты в Кейроване, Идриситы в Фезе и
др.). В 909 г. могущественное берберское племя кетаме приняло к себе
династию Фатымидов, которая вскоре распространила свою власть на всю
сев. Африку, включая также и Египет. Резиденцией Фатымидов стал Египет,
а З находился у них в вассальной зависимости, под управлением династии
Зиридов, которая держалась до времени Альморавидов, в свою очередь
подчинившихся Альмохадам. Последняя династия была свергнута Меринидами
(1269 - взятие Марокко). Дальнейшая история Мавритании (респ. Марокко) -
сплошные междоусобия, малоинтересные; но этот период отличается
замечательным подъемом цивилизации у М. Живая связь существовала у М. в
это время с Испанией. Так как арабы, покорившие Испанию, пришли из
Мавритании и так как впоследствии в Испанию притекало немало берберов,
то европейцы стали называть М. и испанских мусульман (хотя большая часть
их была галло-римского или германского племени). В конце ХV в. они были
окончательно побеждены Фердинандом Католиком; часть, оставшаяся верной
исламу, была изгнана и ушла преимущественно в сев. Африку, другая часть
наружно приняла христианство и осталась жить в Испании, под названием
морисков. Филипп II хотел, чтобы это спокойное, трудолюбивое население
или окончательно обратилось в христианство, или было уничтожено; его
притеснения и преследования вызвали открытое восстание морисков (1568 -
1570), по усмирении которого 100000 их было изгнано и удалилось в
единоплеменную Африку. Там с XIV в. стали было распространять свое
влияние испанцы и португальцы, но теперь М. сразу дали им решительный
отпор. Ненависть М. к христианам усилил Филипп III, изгнавший последние
остатки морисков (около 500000) из Испании, в 1609 г. С того времени М.
стали грозным бичем христианских судов, как пираты, не признававшие
никаких международных отношений; только в новейшее время они потеряли
свое значение. Мароккский султан Сулейман (1794 - 1822) был принужден
отменить христианское невольничество в своих владениях и прекратить
пиратство.
Литература. Лев Африканский, "Descriptio Africae"; Ибн-Хельдун,
"история Берберов" (перев. Слэна), Рену в своей "Descliption geogr. de
l'emp. de Maroc" (П., 1846) сделал обзор всех европейских трудов о М.;
см. также Tissot, "Rech. sur la geogr. comparee de la Mauret. Ting."
(П., 1877); Dozy, "Hist. des musulmans d'Espagne jusqa'a la conquete de
l'Andalousie par les Almoravides" (Лейд., 1861); Rochau, "Die Moriscos
in Spanien" (Лпц., 1853). Большим трудом Конде: "Hist. de los Arabes en
Espana" (Мадрид, 1820 - 21; нем. перев. Рутшманна, Карлсруэ, 1824 - 25)
нельзя пользоваться без помощи Дози.
А. Крымский.
|