Мавзолей (Maussoleion, Mausoleum) - надгробный памятник умершего в
353 г. до Р. Хр. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько
лет по его кончине, его сестрою и супругою, Артемизией, в Галикарнассе
(ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся
одним из семи чудес света, в течение полуторы тысячи лет возбуждало
всеобщее удивление, пока не было, в Средние Века, разрушено, вероятно,
землетрясением и, в XVI ст. нашей эры, окончательно уничтожено людьми.
Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856 -
59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков
его основания и отчасти верхнего. яруса и дали возможность, при помощи
описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis" XXXVI, 5),
получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого
сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других
древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого
четырехугольника, длиною в 35,7 м. и шириною в 26,5 м. и состояло из
двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп
царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон
портиком с Ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в
короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн,
чрез одну, опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по
антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части
этого фриза хранятся теперь в британском музее, в Лондоне). Все здание
увенчивалось, по восточному обычаю, усеченною пирамидою, образовывавшею
24 мраморные ступени; на верхней ее площадке стояла колоссальная
мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были
представлены едущими Мавзол и управляющая ими богиня. Вышина всего
здания, вместе с колесницею. равнялась 42 м. Строителями памятника были
Пифий и Сатир; его скульптурные украшения были исполнены лучшими
греческими ваятелями того времени, Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и
Тимофеем. Дошедшие до нас куски вышеупомянутого фриза неодинаковы по
мастерству исполнения, но в смелых, оживленных движениях своих фигур и
групп представляют некоторые новые, вполне художественные мотивы,
отличающие этот фриз от других рельефов того же содержания, например от
известного фигалийского фриза. Впоследствии, у римлян, слово М. стало
употребляться вообще для обозначения колоссальных и роскошных
архитектурных надгробных памятников, каковы, например, пирамидальный,
трехъярусный монумент в Сен-Реми, в департаменте Устьев-Роны, во
Франции, и усыпальница имп. Адриана (ныне Крепость св. Ангела) в Риме. В
новейшее время М. нередко называют даже небольшие надмогильные
сооружения. - Ср. Ch. Newton, "The excavations of Budrun" (Л., 1858);
его же, "History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae"
(Лонд., 1865); Kinkel, "Mosaik zur Kunstgeschichte" (1876).
А. С - в.
|