Любовь - влечение одушевленного существа к другому для соединения с
ним и взаимного восполнения жизни. Из обоюдности отношений можно
логически вывести троякий вид Л.: 1) Л., которая более дает, нежели
получает, или нисходящая Л. (amor descendens), 2) Л., которая более
получает, нежели дает, или восходящая Л. (amor ascendens) и 3) Л., в
которой то и другое уравновешено (amor aequalis). Этому соответствуют
три главные вида Л., встречаемые в действительном опыте, а именно: Л.
родительская, Л. детей к родителям и Л. половая (или супружеская). Все
три вида имеют свои начатки уже в царстве животном. Первый вид
представляется здесь преимущественно Л. материнскою (в силу
непосредственной физической связи самки с детенышами), но у высших
животных и самец начинает принимать участие в заботах о новом поколении.
Второй вид Л. иногда и у животных отрешается от родовой связи и
принимает характер как бы религиозный: такова привязанность некоторых
мелких животных к более крупным, дающим им покровительство, особенно же
преданность домашних животных человеку. В половой Л. у низших животных
особь имеет значение только как орудие для увековечения рода, причем
естественно самка первенствует; взаимность является здесь только на
мгновение, и затем самец устраняется за ненадобностью (напр. пауки,
пчелы). У высших животных (особенно у птиц и некоторых млекопитающих)
наблюдается более устойчивая половая связь, соответственно возрастающему
участию самца в семейных заботах. В мире человеческом мы находим те же
три главные вида Л., но с новым, постоянно углубляющимся и расширяющимся
значением. Сыновняя привязанность, распространяемая на умерших предков,
а затем и на более общие и отдаленные причины бытия (до всемирного
провидения, единого Отца небесного), является корнем всего религиозного
развития человечества. Родительская Л. или попечение старших о младших,
защита слабых сильными, перерастая родовой быт, создает отечество и
постепенно организуется в быт национально-государственный. Наконец,
половая Л., неизменно оставаясь наисильнейшим выражением личного
самоутверждения и самоотрицания, вместе с тем все более и более
понимается как совершенная полнота жизненной взаимности, и чрез это
становится высшим символом идеального отношения между личным
|