Лука Якобс (Lucas Jacobsz) - знаменитый живописец, гравер и
рисовальщик, прозванный Лейденским (van Leijden), по городу, в котором
он родился, жил и умер (1494 - 1533). Его занятия начались под
руководством его отца, Гуго Якобса, хорошего нидерландского живописца по
стеклу. Еще будучи отроком, Л. проводил дни и ночи в рисовании и
живописи; научившись от какого-то ювелира и некоего Гарнассена
гравированию на металлах, Л. скоро достиг в нем такого уменья, что
издал, когда ему едва минуло девять лет, свои первые гравюры. Некоторое
время он был учеником известного в ту пору живописца К. Энгельбрехтсена,
и так скоро усвоил себе живописную технику, что 12-и лет от роду написал
клеевыми красками на холсте картину на сюжет из легенды св. Губерта и
получил за нее от заказчика столько червонцев, сколько имел лет. В
мастерской Энгельбрехтсена работали тогда два его сына, из которых один
- Питер - был живописец по стеклу; от него Л. перенял его искусство и
написал картину "Богоматерь, принимающая Давида" (гравирована
Санредамом). Женившись, около 1515 г., на богатой девушке из семейства
Бохгейзен и пользуясь уже славою и достатком, Л. задумал перенести свое
местопребывание из тихого Лейдена в более оживленный Антверпен. Там
записался он в местную гильдию св. Луки (1521) и был посещен знаменитым
своим современником - Альбрехтом Дюрером, который нарисовал при этом его
портрет карандашем; оба художника взаимно обменялись лучшими листами
своих прославившихся гравюр. В 1527 г., желая познакомиться с другими
голландскими художниками, он предпринял поездку в Роттердам и, после
нескольких дней плавания по каналам, пристал к острову Вальхерну; тут он
посетил город Миддельбург и задал роскошный пир тамошним художникам, в
числе которых находился знаменитый в то время Ян Госсарт, прозванный
Мобежским. Последний был приглашен Л. сопутствовать ему в остальной
части путешествия, и оба художника проехались отсюда по разным городам -
через Антверпен, Гент, Мехельн и др., задавая везде пиры местным
живописцам. Следствием этого путешествия была болезнь, приковавшая Л.,
до конца его жизни, к постели. Однако, и лежа в постели, Л. не
переставал заниматься живописью и гравированием, даже написал в это
грустное время своей жизни лучшую свою картину: "Христос, исцеляющий
иерихонского слепца" (находится в Имп. Эрмитаже). Картины Л. встречаются
очень редко, так как многие из них погибли. В некоторых, даже
первостепенных, музеях Европы их совсем не имеется, а значительное число
картин, считавшихся до недавнего времени произведениями лейденского
мастера, как в больших, так и в менее значительных музеях и в частных
собраниях ныне, вследствие успехов современной художественной критики,
не удержали за собою имени Л. Достоверных картин Л. сохранилось не более
десяти; из которых по одной находится в Имп. Эрмитаже в СПб. и в
галереях мюнхенской и берлинской; собственноручный портрет художника - в
галерее Уффици, во Флоренции. Но еще более, чем живопись масляными
красками, доставили художнику славу его гравюры, в которых он явился
счастливым соперником великого А. Дюрера. Они высоко ценились еще при
жизни художника, считались и тогда редкостью, потому что их медные
доски, гравированные тонкою и нежною штриховкою, не могли давать
значительного числа хороших оттисков, а крайне требовательный художник
безжалостно истреблял все те отпечатки, которые казались ему
неудовлетворительными. Гравюры Л., числом 174, подробно описанные Барчем
("Peintre-Graveur", VIl), можно теперь найти в хороших оттисках только в
самых богатых музеях. Ср. К. van Mander, "Het leven der doorluchtige
nederlandsche en hooghdeutsch Schilders" (Амст., 1764) и A. Rosenberg,
"M. van Leyden" (в R. Dohrne, "Kunst und Kunstler Deutschland und
Niederlande", т. I, XV).
К. Веселовский Лукан (Марк Анней Lucanus, 38 - 65) - после Виргилия
значительнейший римский эпик, родом из Испании, племянник философа
Сенеки, получил образование в Риме у философа Корнута, временно
пользовался расположением Нерона, перешедшим в ненависть, когда
император заметил его значительный поэтический талант; последствием
этого было присуждение его к смертной казни, как участника в заговоре
Пизона. Его поэмы "Hectoris Lytra", "Orpheus" (был известен еще в
средних веках), "Iliacon", "Catacausmon", "Catalogus Heroidum",
"Saturnalia", трагедия "Medea" и другие многочисленные произведения
пропали почти бесследно; кроме небольшой эпиграммы, сохранилась лишь
неоконченная поэма "Pharsalia", в 10 книгах. Содержание ее - борьба
между Цезарем и Помпеем, воспеваемая поэтом в строго хронологической
последовательности до осады Адександрии, причем историческое предание до
того верно передается поэтом, что поэма его имеет ценность и
исторического источника. Некоторые сцены написаны с особою любовью,
причем, особенно в описаниях и в блестящих характеристиках героев,
проявляется крупный поэтический и ораторский талант Л. У воспитанного в
правилах стоической школы поэта возвышенный взгляд на события,
выразившийся и в выборе темы, и в тоске по потерянной римским народом
свободе. Язык Л. сильный и выразительный, но стих его не так отделан,
как у Виргилия. Из древних критиков Квинтилиан хвалит произведения Л. за
искренность чувства, силу и богатство мыслей, но причисляет его скорее к
ораторам, чем к поэтам. Поэт Марциал отвечал на этот отзыв указанием на
обилие у Л. читателей (эпигр. XIV, 194). Издания - Weber'a (Лиц., 1821 -
31) и С. Ноsius'a (в "Bibl. Teubn."). Отрывки из IV кн. поэмы Л. перевел
П. Кутузов ("Друг Просвещения", 1804, III, 108). См. Genthe, "De Lucani
vita et scriptis" (Берл., 1859); Schaubach, "Lucans Pharsalia und ihr
Verbaltniss zur Geschichte" Мейнинг., 1869).
|