Лука - св. евангелист, по преданию один из 70-ти учеников И. Христа.
Самое имя его - от римского Lucanus или Lucilius - указывает на его
языческое происхождение: он был одним из первых образованных язычников,
принявших благовестие Христа. По своему занятию он был врач
("возлюбленным врачем" называет его в посл. к Колос., IV, 14 ап. Павел,
пользовавшийся его помощью во время своих болезней). О жизни его
известно немного. По свидетельству Евсевия ("Церк. Ист.", 3, 4),
Иеронима("Dе Vir. illnstr." 7) и других, он обыкновенно жил в Антиохии
Сирийской, там узнал ап. Павла и, сделавшись преданным его
последователем и сотрудником, сопровождал его в путешествиях и, между
прочим, в морском путешествии в Рим, во время которого совершилось столь
подробно и красноречиво описанное им кораблекрушение. Древность
единогласно приписывала ему два творения: Евангелие и Деяния
апостольские. В обоих этих творениях обнаруживается искусная рука
историка, который, при необычайной точности и сжатости повествования,
умел давать картинное и притом прагматически мотивированное
повествование. Евангелие его цитируется уже у древних писателей -
Иустина Философа, Тертуллиана и других; о Деяниях впервые упоминается в
послании церкви вьеннской и лионской (Евс., 5, 2), а затем книга эта
цитируется у св. Иринея, Климента Адександрийского, Тертуллиана и
других. В виду отсутствия в обеих книгах ясных указаний на разрушение
Иерусалима, многие полагают, что они написаны еще до этого события;
Блеек, Кейм, Гольцман и некоторые другие писатели относят их к более
позднему времени. Критика, в лице главных представителей тюбингенской
школы, пыталась подвергнуть сомнению подлинность и историческую
достоверность как Евангелия, так и собенно Деяний, в которых многое
объявлялось неисторическим и самопротиворечивым; но такое мнение критики
основывалось главным образом на отрицании всего сверхъестественного, и
ее доводы скоро потеряли значение, особенно когда, благодаря новейшим
исследованиям и раскопкам на месте городов, описываемых Л. в качестве
спутника ап. Павла, подтвердились многие исторические и бытовые
указания, которые раньше считались недостоверными и противоречащими
древним свидетельствам. Эрнст Курциус, в реферате, напеч. в
"Sitzungsberichte der Berliner Academie der Wissenschaften" за 1893 г.
разбирая повествование о пребывании ап. Павла в Афинах, признал это
повествование вполне историческим (см. этот реферат в "Христ. Чтении" за
1894 г., в переводе и с примеч. проф. А. П. Лопухина). Английский проф.
Рамсэй, в своем посмертном сочинении: "St. Paul the traveller and Roman
Citizen" (Лонд., 1895), на основании собственных
историко-археологических исследований и раскопок, пришел к выводу, что
Л. - историк не только поразительно точный в своих показаниях, но и
замечательно сведующий; Рамсэй прямо ставит его рядом с Фукидидом.
Литература. Из древних комментариев на св. Л. особенно известны
беседы Евсевия, Кирилла Адександрийского, Евф. Зигабена, Феофилакта.
Главн. новейшие труды - Де-Ветте, Мейера, Годе (один из лучших
коммент.), Фаррара и др. Книга Деяний превосходно изложена в книги
Фаррара: "Жизнь и труды св. ап. Павла" (русск. перев. А. Лопухина) и в
новом сочинении аббата Вигуру, "Le nouveau Test. et les nouvelles
decouvertes" (пер. в приложении из "Библейской истории Нов. Звета при
свете новых исслед. и открытий", А. П. Лопухина, 1895). См.
Schleiermacher, "Ueber die Schriften des Lukas" (1817); James Smith,
"Dissertation on the Life and Writings of St. Luke" (в "Voyage and
Shipwreck of St. Paul", 1848); Scholten, "Paul. evangelium etc." (1881);
К. Schmidt, "Die Glaubwurdigkeit der Apostelgeschichte".
А. Л.
|