Лувр - замечательнейшее из парижских общественных зданий, как по
своей громадности и архитектуре, так и по заключающимся в нем
драгоценным коллекциям. Название этого здания произошло от некогда
находившегося здесь "Волчьего" леса (Luparia, Louverie), в котором стоял
охотничий замок французских королей. Карл V включил эту местность в
городскую черту Парижа и перестроил замок во дворец для себя. Франциск I
приказал сломать этот последний, и на его месте, в 1541 г., заложил
новый, более обширный дворец. Постройка была начата с юго-зап. угла
нынешнего "Старого Л. ", в превосходном стиле франц. Возрождения, по
проекту и под руководством архитектора Леско. Затем сооружение
продолжалось, с перерывами, до 1857 г., причем, кроме возведения новых
частей дворца, переделывались некоторые старые. Главными строителями,
после Леско, были Б. Андруе-де Серсо (при Генрихе IV), Лемерсьё (при
Людовике XIII), Лево (при Людовике XIV), Персье и Фонтен (при Наполеоне
I) и, наконец, Л. Висконти и Лефюель (при Наполеоне III). Каждый из этих
зодчих, при внешней и внутренней отделке здания, более или менее
руководился собственным вкусом и подчинялся направлению,
господствовавшему в архитектуре его времени. Вследствие этого, различные
части, в отношении стиля, не представляют полной гармонии; однако,
каждая из них, взятая в отдельности очень красива и величественна, а
всею своею совокупностью они образуют самое обширное и
благородно-роскошное здание не только во Франции, но и едва ли не в
целой Европе. Занимая пространство приблизительно в 195000 кв. метр.,
оно состоит из двух главных частей: "Старого Л.", квадратного по плану,
заключающего в себе такой же двор, и из "Нового Л." - пристроек,
примыкающих к этому квадрату с С и Ю (со стороны р. Сены и улицы Риволи)
и служащих живописною рамкою для находящихся в промежутке между ними
двух скверов и Карусельной площади. С В Новый Л. соединялся обоими
своими концами с несуществующим теперь дворцом Тюльери. Многочисленные
залы и галереи Старого Л. с 1793 г. сделались хранилищем различных
художественных коллекций, принадлежащих французской нации; что же
касается до Нового Л., то только нижний этаж и второй этаж его корпуса,
выходящего на Сену, заняты картинною галереей, в остальных же частях
помещаются административные учреждения, преимущественно ведомства
министерства финансов. Музеи, расположенные в Л., следующие: 1)
египетских древностей; 2) ассирийских и финикийских древностей
(содержащий в себе самое богатое их собрание после коллекции британского
музея, в Лондоне); 3) этрусских и греческих ваз (коллекция Кампаны) и
погребальных урн; 4) античных мраморов (в числе которых находятся
знаменитые статуи Венеры Милоской, Дианы Версальской, Боргезского
гладиатора и др.); 5) скульптуры средн. веков и эпохи Возрождения
(произведения Гужона, "Фонтенеблоская Диана" Б. Челлини, "Два
невольника" Микеланджело и пр.); 6) новейшей скульптуры (работы Пюже,
Куазево, Кусту, Гудона, Шоде, Рюда и т. д.); 7) живописи (одна из лучших
картинных галерей в целом свете, заключающая в себе свыше 2000
образцовых произведений различных школ живописи); 8) оригинальных
рисунков знаменитых художников; 9) гемм, эмалей и ювелирных изделий,
помещающихся в так наз. "Галерее Аполлона", замечательной по своей
величине, роскошной отделке, плафонам и живописным стенным панно; 10)
античных бронз; 11) произведений прикладного искусства средн. веков и
эпохи Возрождения; 12) этнографический музей; 13) морской и 14)
гравированных медных досок (калькография), с продажею отпечатанных
оттисков с них.
А. С - в.
|