Лобное место - в московском Китай-городе, на Красной площади.
Устроенное, по преданию, в начале XVI в., оно впервые упоминается под
1550 г., когда Иоанн IV дал с него народу торжественный обет править на
благо государства. Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был
помост из кирпича; по описям XVII в. он имел деревянную решетку, а также
навес или шатер на столбах. В 1786 г. Л. место вновь отстроено, по
прежнему плану, из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый
помост его окружен каминными перилами; в зап. части - вход с железной
решеткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку. Наибольшее
значение для московского населения Л. место имело в допетровское время.
Издревле и доныне крестные ходы останавливаются около него и с его
вершины архиерей осеняет народ крестным знаменем. Во время "Входа в
Иерусалим" патриарх с духовенством восходил на Л. место, раздавал
освященные вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле,
ведомом царем. Поныне около Л. места продаются вербы и устраиваются
гулянья. С 1550 г. Л. место нередко называлось в актах "Царевым", как
царский трибунал, царская кафедра. До Петра на нем объявлялись народу
важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum.
Польские послы 1671 г. сообщают, что здесь государь однажды в год
являлся перед народом и, по достижении наследником 16 лет, показывал его
народу, что подтверждает и Коллинс. С Л. места объявлялось народу об
избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены
"крамольники" Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 г.
лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом
объявили свою победу в 1682 г. Никита Пустосвят "с товарищи"; с него же
успокаивал возмутившийся народ Алексий Михайлович. Ср. Снегирев, "Л.
место в Москве" (в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос." за 1861 г., № 1), и
Фабрициус, "Кремль в Москве".
В. Р - в.
|