Литургика - название одной из богословских наук, имеющей своим
предметом учение о христианском церковном богослужении, в котором первое
место занимает литургия. Обыкновенно Л. делится на общую и частную.
Первая рассматривает богослужение как институт или учреждение вообще,
излагает теоретические его основания, рассказывает историю его
происхождения и развития, говорит о составных частях богослужения -
таинствах, молитвах, песнопениях, чтении св. Писания, поучениях и о
символических действиях, их сопровождающих, о совершителях богослужений
- священнослужителях и церковнослужителях, о временах и местах
совершения богослужений, о священных изображениях и одеждах, о
богослужебных сосудах и книгах. Л. частная имеет своим предметом
отдельные чинопоследования, повседневные - вечернее, утреннее, дневное
(литургия), - присвоенные праздникам и постам, таинствам и т. п. Л.
вообще и в особенности Л. православная - наука всецело археологическая,
почему она часто носит назв. "церковной археологии". Частная Л., в
смысле археологии, менее обработана, чем общая, отчасти по недостатку
древних свидетельств об отдельных богослужениях, отчасти по причине едва
начинающегося изучения этих свидетельств, особенно древнерусских.
Первоисточники православной Л.: Кирилла Иерусалимского, "Огласительные и
тайноводственные поучения"; Дионисия Ареопагита, "О церковной иерархии";
Софрония, пaтpиapxa иерусалимского (умер в 644), "О божественном
священнодействии"; Германа, патриарха константинопольского (умер в 740),
"Созерцание предметов церковных". Все эти сочинения имеются в русск.
переводе (в приложениях к журналу "Христианское Чтение" за 1855 - 1867
гг.). После них особенно важное значение для Л. имеют: Goar,
"Eucologion, sive rituale Graecorum" (1647); Renaudot, "Liturgiarum
orientalium collectio" (1715 г.; по этой книге главным образом
составлено русское издание "Собрание древних литургий", СПб., 1872 -
1874); Assemani, "Codex liturgicus ecclesiae universae" (1749);
Binghamus, "Origines, sive antiquitates ecclesiae" (Галле, 1755 - 58;
русск. переделка Ветринского, "Памятники древней христианской церкви",
1830). Самый подробный перечень сочинений западной литературы по
церковной археологии см. в соч. аббата Martigny: "Dictionnaire
d'archeologie chertienne" (Париж, 1887 г.). Лучшие новейшие системы Л. в
западной литературе - Шмидта и Люфта, в русской литературе: "Новая
Скрижаль", архиеп. Вениамина (последнее изд. 1870 г.), "изъяснение
литургии" Дмитревского, "Толкование на литургию, - на паремии" (1881 -
94 гг.) Виссариона, еписк. костромского. Курсы Л. на рус. языке имеются
лишь в размерах семинарских учебников (Альхимовича, 1891 г.;
Смолодовича, 1869 г.; Петра Лебедева, 1893 г.). Главные монографии: Ф.
Смирнов, "Богослужение апостольского времени" (1873) и "Богослужение со
времени апостолов до IV в." (1874); Н. Одинцов, "Порядок общественного и
частного Богослужения в древней России до XVI в. (СПб., 1881); А.
Дмитриевский, "Богослужение русской церкви за первые пять веков"
(критика предыдущего сочинения - в "Прав. Собеседнике", 1883);
"Богослужение в русск, церкви в XVI в." (Казань, 1883). См. указатели к
духовным журналам, в отделе Л.
И. Б - в.
|