Лист (Ferenz Liszt) - знаменитый пианист-виртуоз, композитор,
педагог, капельмейстер и писатель о музыке, много послуживший прогрессу
музыкального искусства в XIX стол. Род. 10 октября 1811 г. в Венгрии; с
самого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности и
заслужил название Wunderkind. Семи лет он читал ноты без посторонней
помощи и вообще с чтением музыки познакомился ранее, чем с грамотой.
После трехлетних занятий у отца, Л., когда ему было около девяти лет,
впервые выступил в публичном концерте. Шесть венгерских магнатов
обеспечили Л. настолько, что он мог получить серьезное музыкальное
образование. С 1821 г. он занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла
Черни, теорией - у Сальери. Выступая в концертах, Л. вызывал громадную
сенсацию в венской публике; во время одного из них Бетховен, после
импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 г. Л. поехал в Париж, где
занимался у Паэра, потом у Рейха. Одноактная опера его, "Дон-Санхо",
была дана в Париже в 1825 г. К этому же времени относятся его
фортепианный концерт A-moll, этюды и пр. В 1827 г. умер отец Л.,
вследствие чего мистическое настроениe, и прежде замечавшееся в Л., еще
более его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а впоследствии
знакомство с такими людьми как Гюго, Бальзак, Гейне, Альфред де-Мюссе,
Жорж Занд, выработали в Л. художника-мыслителя. С юных лет и до конца
жизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания, но
остается в тени. Так например, в 1829 г. Л. первый играл в Париже
концерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в то время
недоступна парижанам. Большое влияние оказал на Л. Паганини, npиехавший
в Париж в 1831 г. Игра гениального скрипача побудила Л. добиться еще
большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от
концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для
фортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этот
труд был первым и чрезвычайно блестящим опытом в фортепианном
переложении, которое впоследствии Л. довел до столь высокой степени. На
Л. как на виртоуза имел также громадное влияние Шопен, а как на
композитора - Берлиоз. Около 1835 г. большое внимание обратили на себя
статьи Л. о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др.
Рано Л. начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал.
В середине 30-х годов Л. предпринимает путешествие по Швейцарии, Италии.
К этому времени относятся его сборник пьес "Album d'un voyageur"
(изданный впоследствии под названием "Annees de pelerinage") фантазии на
"Пуритан", "Лючию", "Жидовку", переложения пасторальной симфонии
Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже
и Вене, Л. возвращается в Италию (1839), где пишет знаменитую пьесу
"Venezia е Naроli" и оканчивает переложение симфоний Бетховена на
фортепиано. Необычайные размеры его слава получает между 1839 и 1848 гг.
В этот период Л. несколько раз объехал всю Европу, не исключая России,
Испании, Португалии, Турции. В России Л. был в 1842 и 1848 гг. Он первый
стал выступать в концертах, исполняя всю программу один, без участия
посторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большое
состояние, давшее Л. возможность подвинуть дело постановки монумента
Бетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18 тыс. талеров. Для
музыкального торжества, сопровождавшего открытие памятника (1845), Л.
написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз Л.
открыл новые горизонты. Он властвовал над публикой не только благодаря
своей технике и новизне приемов, но, главным образом благодаря
глубокохудожественному исполнению. Он умел передать свое искусство своим
ученикам и создал целую листовскую школу, представителями которой
являются Таузиг, Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и мн. др. Величайший из
пианистов как в игре, так и в фортепианных произведениях, он выказал
глубокое понимание богатых средств фортепиано. В 1848 г. Л. посвятил
себя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаря
ему, Веймар становится средоточием музыкальной жизни Германии. На
оперной сцене и концертах, под управлением Л. выдвигается вперед все
выдающееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое.
"Тангейзер" Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает должную
оценку в Веймаре; там же впервые ставится "Лоэнгрин"; обеим этим операм
Л. посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже с
оперой "Бенвенуто Челлини", имеет с ней полный успех в Веймаре. То же
происходит и с оперой "Геновефа" Шумана, совершенно непонятой в
Лейпциге. Л. с одинаковой симпатией относился к композиторам своей
страны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в Л. живейший
интерес и большое сочувствие. Во время веймарского периода написаны:
гранская месса и почти все оркестровые сочинения Л., симфонии и
симфонические поэмы, масса фортепианных произведений - 15 рапсодий, 18
этюдов, полонезы, ноктюрны. В начале 60-х годов Л. переселился в Рим, а
в 1865 г. принял малое пострижение и звание аббата. Свою творческую
деятельность Л. направляет теперь преимущественно в сторону церкви.
Плодом ее явились оратории: "Св. Елизавета", "Христос", четыре псалма,
реквием и венгерская коронационная месса. В начале 70-х годов Л.
выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а с 1875 г. его деятельность
сосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентом
вновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его рождения во
многих музыкальных центрах Европы (между прочим и в Петербурге)
чествовалось концертами, составленными из произведений Л. В 1886 г. Л.,
так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его присутствии
была исполнена его оратория "Св. Елизавета". В Люксембурге приветствия
публики в концерте до того растрогали маститого художника, что он, хотя
и давно отказавшийся от публичного исполнения, решился играть перед
тысячной аудиторией. Осенью этого года Л. собирался в Петербург, но
скончался 19 июля в Байрейте, где и погребен. Последними композиторскими
его трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма "От колыбели
до могилы" и несколько фортепианных пьес. Оратория "Св. Станислав",
вступление которой исполнялось еще в 1884 г., осталась недоконченной,
как и фортепианная школа: "Methode de piano". Всех сочинений Л. 647: из
них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всем, что
писал Л., видна самобытность, стремление к новым путям, богатство
фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство.
Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в
музыкальной архитектонике. Ошибаются те, которые думают, что в своих
произведениях Л. вращался в области бесформенной фантазии; напротив, его
14 симфонических поэм, симфонии "Фауст" и "Divina comedia", фортепианные
концерты представляют богатейший новый материал для исследователя
музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Л. выдаются
брошюры о Шопене (переведена на русский язык И. А. Зиновьевым, в 1887
г.), о "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, Шуберте, статьи в "Neue Zeitschrift
fur Musik" и большое сочинение о венгерской музыке ("Des Bohemiens et de
leur musique en Hongrie"). См. Christern, "F. Liszt nach seinem Leben
und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt" (Лпц.); Schuberth,
"Franz Liszt's Biographie" (Лпц., 1871); Heymann, "L'abbe Liszt" (П.,
1871); П. А. Трифонов, "Франц Лист" (СПб., 1887); Janka Wohl, "Francois
Liszt", в "Revue internationale" (1886); L. Ramann, "Franz Liszt, als
Kunstler und Mensch" (Лпц., 1880); R. Роhl, "Franz Liszt. Sludien und
Erinnerungen" (Лпц.).
Н. C.
|