Лесаж (Allain-Rene Lesage) - знаменитый французский сатирик и
романист (1668 - 1747), бретонец по происхождению. Приехав в Париж для
изучения юриспруденции, он вел веселую жизнь и бывал в свете; это давало
ему обширный материал для наблюдений, которым он воспользовался много
лет спустя, когда, поглощенный трудом, появлялся только в cafe Procope,
своего рода литературном клубе. Литературная деятельность Л. началась
переводами и переделками с испанского. В драмах самого Л.: "Don Felix
Mendoce" и "Point d'honneur" испанское влияние еще сильно, но оно
ослабевает в дальнейшем творчестве сатирика. Начиная с драмы "Crispin
rival de son maitre", Л. переходит к сатире нравов и становится
обличителем современных ему пороков. Особенно резки его нападки на
финансистов и откупщиков, типичный представитель которых выведен в
знаменитой комедии Л.: "Turcaret" (1709). Темный мир дельцов,
беспощадных к своим жертвам, прикрывающих свое нравственное падение
щедростью и благородством в обращении с светским и полусветским
обществом - все это чрезвычайно ярко освещено в комедии Л. Интересны в
ней также плутоватые лакеи, управляющие судьбой своих доверчивых хозяев;
заимствованные у Мольера, они подготовляют тип классического героя Л. -
Жиль Блаза. Лакеи Мольера, при всем своем остроумии, отличаются
тривиальностью стремлений и наклонностей; у Л. Фронтены, Криспены и т.
д. - до некоторой степени представители демократического начала; они
сознают свое умственное превосходство и стремятся силой ума завоевать
себе земные блага, в которых им отказала судьба. Лучшие и вполне
самостоятельные произведения Л. - два романа: "Le Diable Boiteux" и "Gil
Blas". В первом (1709) дьявол Асмодей несется, вместе со студентом
Леандро, над городом и показывает ему внутренность домов, снимая с этой
целью их крыши. В калейдоскопе открывающихся таким образом зрелищ
развертывается перед читателем широкая картина жизни, с ее переходами от
радостей к страданиям, от нищеты к роскоши, от счастья к горю и
болезням. Еще шире захвачена жизнь в главном произведении Л., "Жиль
Блазе". Целый ряд приключений заставляет испанского крестьянина Жиль
Блаза жить среди неприглядного люда - грабителей и обманщиков,
авантюристов и шарлатанов, странствующих актеров и других "picaro", т.
е. мошенников. Ловкость и природный ум заменяет в этих людях стремление
к справедливости; но благодаря тому, что их жертвами являются
себялюбивые и близорукие баловни судьбы, читатель чувствует симпатию к
торжеству находчивости в борьбе с жизнью. Сатира Л. становится более
широкой и глубже захватывает жизнь общества во второй части "Жиль
Блаза", появившейся в 1734 г. Бывший лакей является здесь умудренный
опытом, не попадается на удочку всякого авантюриста и быстро поднимается
по общественной лестнице. Л. рисует жизнь такой, какова она в
действительности, перемешивая трогательное с комическим. Мораль Л.
заключается в применении к обстоятельствам; житейская мудрость его также
непосредственна и неизменна, как вечны законы чувств и страстей.
Последние книги романа написаны в ином тоне. Жиль Блаз не только умудрен
жизнью, но и пресыщен ею; он жаждет уединения среди природы и любимых
книг, жаждет спокойного семейного очага: это - история семейной жизни
самого автора. Заключительные аккорды романа звучат примирением с
жизнью, несмотря на все ее неприглядные стороны. Литературное значение
"Жиль Блаза", помимо его художественных достоинств, заключается в том,
что это первый реалистический роман, сменивший во Франции эру
чувствительных романов XVII в. См. E. Lintilhac, "Lesage" (в коллекции
"Grands ecrivains francais").
З. В.
Переводы сочинений Л.: А. Нартова, "Баккалавр саламанкский или
похождение дона Херубино де-ла-Ронда" (СПб., 1763; 2-е изд. 1784);
"Похождения Естеванилла Гонзалеца, прозванного весельчаком" (СПб., 1765
- 66); Ив. Кудрявцева, "Зулима или непорочная любовь" (СПб., 1768); Д.
Щ., "Увеселительные приключения Гусмана д'Алфараша" (М., 1785); Дм.
Мокеева, "Повесть о хромоногом бесе" (СПб., 1791; 2е изд. 1807); А. К.,
"Гусман д'Алфараш, истинная гишпанская повесть" (М., 1804); Е. Шаврова,
"Исторический, генеалогический, хронологический, географический атлас"
(СПб., 1809); "Шалости забавного Гусмана, или каков в колыбельку, таков
и в могилку" (М., 1813); Вас. Теплова, "Похождения Жилблаза
де-Сантилланы" (СПб., 1812 - 15); Пасынкова, "Хромоногий бес" (1832); В.
Волжского, "Хромой бес" (1832); "Дон Жильблаз де Сантильяна, сын
солдата, человек прошедший все состояния" ("Зеленая Библиотека", изд. М.
О. Вольфа, СПб., сокращ. перевод); Эмье, то же (М., 1871); Шлезингер, то
же (М., 1873); новейшее изд. "Жиль-Блаза" Л. Ф. Пантелеева (СПб. 1895);
"Хромой черт" (М., 1874); "Тюркаре", комедия, перев. С. Боборыкиной
("Вест. Европы", 1874, №11) и Шерстобитовой (изд. Ледерле, 1895).
|