Леопард или пантера (Felis pardus L.) - крупный вид рода кошка
(Felis), служащий типом для группы леопардовых (Pardina), куда относятся
крупные кошки Старого и Нового Света с круглым зрачком и сплошными или
кольцеобразными пятнами. Цвет шерсти Л. обыкновенно оранжево-желтый
разных оттенков, снизу беловатый, на голове с черными точками, шее,
передних и задних конечностях и сплошными пятнами, вдоль спины с 2
рядами простых, по бокам с 6 - 10 рядами разорванных кольцеобразных
пятен; на хвосте черные пятна. Вся длина 180 - 240 см, из которых на
хвост приходятся 60 - 96 см. Название Л. прилагается нередко в частности
к африканской форме, которая в общем меньше (170 - 200 см); пантерой же
назыв. азиатскую форму, более крупную (200 - 240 см) и с более вытянутым
сложением; кроме того между этими формами существуют и некоторые
различия в цвете, по котором отличают африканские экземпляры от
азиатских. Некоторые зоологи считают Л. и пантеру за разные виды. За
особые виды признаются некоторыми также некоторые другие местные
разновидности, напр. F. fontanieri из сев. Китая, с длинной мягкой
шерстью, короткой мордой и некоторыми особенностями в окраске и другие.
Так называемые черные пантеры и Л., т. е. такие экземпляры, основной
цвет шерсти которых черно-бурый, так что черные пятна заметны лишь при
известном освещении, во всяком случае не составляют даже особых
разновидностей, так как пестрые и черные экземпляры встречаются среди
детенышей одного помета. Весьма близка к Л. и составляет лишь
разновидность зондская или длиннохвостная пантера (F. variegata) с более
удлиненной головой, тонкой шеей, длинным хвостом и более темной
окраской, водящаяся на Суматре и Яве. Вообще область распространения Л.
обнимает Африку и зап. и южн. Азию. У нас на Кавказе пантера ("барс")
достигает южн. Дагестана, а по зап. склону доходит еще далее на Север. В
средней Азии сев. граница распространения Л. проходит по Копет-Дагу и
прилегающим речным долинам, в русском Туркестане, на нижнем течении
Аму-Дарьи, у Аральского моря, и в зап. Бухаре Л. уже нет. В Индии
пантеры нет в Пенджабе, некоторых частях Синда и на вост.-гиммалайской
возвышенности. На Востоке встречается в сев. Китае и Японии. Л. хорошо
лазает по деревьям и скалам, хорошо плавает, живет преимущественно в
лесах, но также в степях и зарослях кустарников, в Абессинии восходит до
2000 - 3000 м. над уровнем моря. Во многих местах является гораздо более
вредным и опасным, чем даже тигры. Обыкновенно Л. охотится на антилоп,
козуль, мелкий скот и птиц, шакалов, обезьян и т. п., но иногда нападает
и на крупный скот. В загородках для скота Л. часто душит по нескольку
животных в одну ночь. Обыкновенно при встрече с человеком обращается в
бегство, но в некоторых местностях нередко умерщвляет и людей, особенно
детей. Попадаются среди них, как и среди тигров, и убивающие множество
людей. В десятилетие до 1886 г. в Индии, по официальным данным, погибло
от пантер 2368 человек; ежегодно убивали в это время от 3047 до 5466
пантер. Беременность длится около 90 дней, число детенышей 3 - 5; они
рождаются слепыми и открывают глаза на 10-ый день. В неволе Л. выживают
легко и размножаются в зоологических садах; цена обыкновенного взрослого
Л. около 600 марок, черного - около 1000. Охотятся на Л. частью
подстерегая их на приманку (козу или собаку), частью с загонщиками и
сетями, или с собаками, которые, задерживая Л., дают охотнику время для
выстрела. У римлян Л. часто употреблялись для боев в цирке: эдил Скавр
прислал из Азии в цирк 160 пантер, Помпей 410, Август 420. Подобные
зрелища в малом размере устраиваются еще, или устраивались недавно, в
южн. Азии, туземными властителями. - Ископаемые остатки Л. найдены в
южной Европе.
Н. Кн.
Лeoпарди (Джакомо, граф) - знаменитый итальян. поэт-пессимист (1798 -
1839); принадлежал к старинной дворянской семье Церковной Области. Отец
его, гр. Мональдо Л., был весьма образованный человек и небезызвестный
публицист, крайнего консервативного и клерикального направления.
Болезненный и слабый от природы, чуждавшийся общества и развлечений и
предававшийся пагубному пороку, Л. рос почти одиноким в семье, где
деспотизм отца и пустота матери тяготели над детьми. С детства он
погрузился в книги и к 15-летнему возрасту обладал громадной и
разносторонней эрудицией, в особенности в области древней истории и
языков (он вполне владел греческим и еврейским языками и несколькими
новыми). Его филологические сочинения и стихотворные и прозаические
переводы из древних, начавшие появляться уже с 1815 г., обратили на себя
всеобщее внимание; когда Нибур познакомился с автором, он был поражен,
увидев мальчика, вместо седовласого ученого. Первые произведения Л.
проникнуты мистицизмом и религиозностью, но уже к 20-летнему возрасту в
нем совершается перелом. Исходя из благоговейного преклонения перед
древностью, он приходит к отрицанию современного ему политического
положения Италии, затем к религиозному скептицизму и кончает
последовательным атеизмом и материализмом. Первым ярким выражением его
нового направления была известная ода "К Италии" (1818 г., русск.
переводы Буренина и Помяна); в звучных стихах (без рифм), полных ярких
образов и глубокого меланхолического чувства, он оплакивает здесь упадок
своей родины, проводя параллель с ее древней силой и говоря об Италии,
как о едином целом, когда Италия была еще лишь "географическим
термином". Следующими стихотворениями в том же роде были: "К памятнику
Данте" и "К Анджело Маи". Эти произведения вызвали крайнее недовольство
отца.. Л. покинул родной дом и, в вечных поисках за куском хлеба,
переезжал с места на место; политические воззрения его мешали получить
какое-нибудь постоянное занятие в Италии, а предложение Нибура переехать
в Берлин и занять кафедру итальянской литературы он сам отверг, не желая
расставаться с родиной и опасаясь берлинского климата. Успокоился он
только тогда, когда поселился у друга своего Раниери, в Неаполе (1831),
где и провел последние годы жизни. Глубоко-пессимистическое
мировоззрение Л. с особенной яркостью выразилось в его стихотворениях
(1-е изд. 1824), прозаических рассказах "Operette morali" (1826) и
"Pensieri", а также в его (изданной после смерти) переписки со многими
итальянскими и иностранными друзьями, преимущественно учеными и
литераторами. "Для меня" - так рассуждает Л. - "жизнь есть просто зло,
но не для меня одного; жизнь ведет нас всех к смерти; природа порождает
уничтожение и сама им же питается - следовательно, истинная сущность,
единственная реальность есть смерть; все прочее - жалкие иллюзии; можно
в них верить, можно себя обманывать - но человек, обладающий благородным
мужеством смотреть истине в глаза, не станет убаюкивать себя мечтами о
загробной жизни, о благости Провидения". Такова, в общих чертах,
философия Л., к которой Шопенгауэр относился с глубоким уважением.
Нетрудно, однако, отыскать черты сходства Л. не только с Шопенгауэром,
но и с Байроном. Л. видит печальное положение родины и Европы, негодует
на социальные условия современной жизни, верит в то, что счастье и
добродетель царили в древнем мире, проклинает виновников бедствий
родины. Это сделало Л. одним из любимейших поэтов "молодой Италии". В
1879 г. на родине Л., Реканати, где в 1830 г. не нашлось и 6 подписчиков
на его сочинения, ему воздвигнут памятник. Сочинения Л. изданы Ranieri:
"Ореrе" (Флоренция, 1845, нов. изд. 1880); сюда не вошли "Studi
filologici" (там же, 1845, потом 1853) и "Saggio sopra gli errori
popolari degli antichi" (1846, нов. изд. 1861). Отдельно изд.: "Le
poesie" (Флор., 1886), "Epistolario" (1849 и 1886), "Lettere inedite"
(Читта ди-Кастелло, 1881), "Opere inedete"(Гaллe, 1878 - 80), "Scritti
editi sconosciuti" 1885). Переводы на русский язык: "Стихотворения Л."
(Помяна, СПб., 1893). Отдельные стихотворения в пер. Граве, Курочкина,
Плещеева, Буренина, Вейнберга, Минаева в "Отеч. записках" (1869, №11;
1872, №6; 1875, №12), "Деле" (1869, №12), "Беседе" (1871, №2), "В.
Европы" (1870, №12; 1871, №5), "Русск. Слове" (1865, №1). Cp.
Cappeletti, "Bibliografia Leopardina" (Парма, 1882); Bouche Leclerq, "G.
L." (Пар., 1874); Ranieri, "Sette anni di sodalizio con L." (Неаполь,
1880); Teresa Leopardi, "Notes biographiques sur L. et sa famille"
(Пap., 1881): Montefredini, "La vita e le opere di G. L." (Милан, 1881);
Piergili, "Nuovi documenti intorno alla vita e agli scritti di G. L."
(2е изд., Флоренция, 1889); De Sanctis, "Studio su G. L." (Неаполь,
1885); Cesareo, "Nuove ricerche su la vita e le opere di G. L."
(Неаполь, 1893); Sainte-Beuve, "Portraits contemporains et divers"
(Пap., 1885); Gust. Brandes, "G. L's Dichtungen" (Галле, 1883); Вл.
Штейн, "Граф Д. Л. и его теория infelicita" (СПб., 1891).
В. Водовозов.
|