Леконт де Лиль (Charles - Marie - Rene Leconte de Lisle) ? выдающийся
франц. поэт, член франц. акд., основатель "парнасской" школы (1818?94).
Детство Л. провел на о-ве Бурбоне, где отец его был военным врачом, а в
молодости много путешествовал по Индии и Востоку, что наполнило его
воображение блестящими красками тропического Юга. Первое его
стихотворение: "La Venus de Milo" произвело сенсацию и сделалось
исходным пунктом парнасского движения. В 1848 г. он приветствовал отмену
рабства в колониях, хотя это разорило его семью, владевшую плантациями
на о-ве Бурбоне. Рассорившись из-за этого с семьей, Л. лишился всякой
денежной помощи от родных и долго бедствовал. Позже его материальное
положение улучшилось, особенно благодаря месту библиотекаря сената. В
1852 г. появились его "Poemes antiques", восторженно встреченные В.
Гюго, в 1854 г. ? "Poemes et poesies", в 1859 г. ? "Le Chemin de la
Croix", в 1862 г. ? "Poemes Barbares". В своих переводах греческих
классиков (Феокрита, Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида и др.), Л.
сохранял архаичность текста, чтобы точнее передать колорит подлинника.
Критика очень нападала на буквальную передачу греческих имен ? Ахиллеус,
Клитаймнестра и т.д., и недостаточно оценила, вследствие этого,
оригинальность и силу самих переводов. Трилогию Эсхила "Орестию" Л.
переделал, под заглавием "Les Erinnyes" (1872). Творчество Л. вышло из
реакции против романтизма. Все то, что романтизм внес разнузданного и
беспочвенного в поэзию, парнасцы, и во главе их Л., старались вытеснить
возвращением к классическим идеалам. Ярче чем кто-либо, Л. воплотил это
стремление в "Poemes Classiques", где он воспевает богов и героев в их
неприступной, возвышающейся над земными страстями красоте. Другая черта,
характеризующая творчество Л. ? это его "невозмутимость"
(impassibilite), составляющая резкий контраст с лиризмом романтиков.
Романтизм выдвинул на первый план в поэзии отражение личной жизни,
индивидуальных отношений; Л. понимал поэзию как искусство отвлекаться от
себя и предаваться культу чистой красоты. Ни одно личное чувство, ни
одно индивидуальное настроение не нарушает строгого тона его поэм и
коротких стихотворений, где героем является все человечество, с его
идеалами и верованиями. Л. сходится с Ренаном в мнении о том, что каждая
нация, каждая форма интеллектуальной, религиозной и нравственной жизни
народов оставляет при своем исчезновении краткую формулу, "сокращенный
тип", который навсегда делается представителем миллионов людей, давно
сошедших со сцены. "Poemes Barbares" являются попыткой поэта воссоздать
в искусстве эти кристаллизовавшиеся типы человечества. "Qain" , "Vigne
de Naboth", "Neferou Ra" и другие поэмы посвящены отдельным фазисам
человеческого существования и воспроизводят внутреннюю красоту каждого
из типов человечества. Это тоже своего рода "Legende des Siecles", в
которой романтический произвол Гюго заменен глубокой эрудицией, не
вполне свободной от педантизма. В объективном творчестве Л. есть
несомненно большая красота, близкая, по духу, к греческой скульптуре, ?
но есть в нем и неподвижность, вызвавшая в последнее время возврат к
романтизму, хотя и непохожему на романтизм предшественников Л.
Творчество последнего представляет, таким образом, звено между старым
романтизмом, чуждым философии, и новым, вышедшим из научных и
философских идей. Из непосредственных последователей Л. самый
замечательный ? Гередиа. См. Paul Bourget, "Essais de psychologie
contemporaine"; Jules Lemaitre, "Les Contemporains"; Ferd. Brunetiere,
"L'evolution de la poesie lyrique au XIX s.".
З. Венгерова Лексикология ? учение или наука о составе языка в том
виде, в каком он дан употреблением . Ср. Энциклопедия филологии.
|