Лао-цзы - имя китайского философа, жившего в VI в. до Р. Хр. Рождение
его приурочивается к 604 г. Фамилия его была Ли, детское имя Эр, в
зрелом возраст он назывался Бо-янь, а посмертный титул его - Дань;
посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань. О
его семье, детстве и воспитании, ничего не известно. На страницах
истории он является уже в зрелом возрасте, в звании историографа или
библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии. Будучи
свидетелем постепенного упадка империи, Л. решил удалиться от двора в
уединение. Когда он прибыл в Гуань, то начальник горного прохода Инь-си
сказал ему: "прежде чем ты скроешься, прошу тебя написать для меня
книгу". Л. сочинил тогда Дао-дэ-цзин, т. е. трактат о пути и
добродетели. После того Лао-цзы удалился, и никто не знает, что с ним
сталось. Позднее, под влиянием даоской религии , жизнеописание Л.
развилось в целую эпопею. В Шэньсянь-чжуань (трактат о духах и
бессмертных, соч. Хо-гун'а, IV в. по Р. Хр.) рассказывается, что мать
носила Л. во чреве 62 года (по другим - 72 или 81), что он родился с
белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его Лаоцзы, т.
е. старый мальчик. Ли-цзи и Цзя-юй - со стороны конфуцианства, Сы-мацянь
и Чжуан-цзы - из школы даосской, утверждают, что у Л. было свидание с
Конфуцием (около 517 г. до Р. Хр.), причем из разговора этих мудрецов
определилась противоположность их учений. Об исчезновении Л. легенды
повествуют, что он жил отшельником в хижине на уединенной горе. Он
достиг уже глубокой старости, когда однажды оседланный буйвол пришел к
его дверям и остановился в ожидании. Едва Л. сел на седло, как животное
помчалось к З и унесло философа навсегда. С течением времени Л. занял
одно из видных мест в даосском пантеоне и является здесь предметом
поклонения под именем Лао-цзюня, который как-то сливается с одним из лиц
троицы Сань-хуан. В культе даосизма Л. иллюстрируется массою
изображений, в виде картин и статуэток, относящихся ко всем фактам его
эпопеи. Краткость и неточность сведений о Лао-цзы дают основание
некоторым ученым сомневаться в самом его существовании. Сы-ма-цянь
упоминает о двух соименниках Л., также философах: один из них был
современником Конфуция, написал 16 трактатов о школе дао и прожил 160, а
по иным данным - 260 лет; другой, по фамилии Дань, состоял историографом
Чжоусской династии и умер спустя 129 лет по смерти Конфуция. Он отличает
их, однако, от Л. По словам Сы-ма-цянь, "причисляющие себя к доктрине Л.
порицают доктрину ученых, т. е. конфуциантов, а последние бранят Л.,
который учил, что трансформация является естественным порядком вещей и
что абсолютная бездеятельность и совершенствование происходят с
необходимостью из состояния чистоты и покоя". В русской литературе В. П.
Васильев, при общем скептическом направлении, не высказывает
определенного взгляда на Л. Он то считает его жившим позднее Чжуан-цзы,
то вовсе не признает Л. историческою личностью. Сочинение Л. заключает в
себе около 5000 иероглифов. Характер предмета, отсутствие связи между
отдельными частями трактата и запутанный язык, вместе с мистицизмом и
поэтическими оборотами в изложении, делают понимание его чрезвычайно
трудным как для туземных ученых, так и для европейских синологов.
Разделенный в начале на две части, он позднее был подразделен на главы;
одно из древнейших и наиболее распространенных делений считает 82 главы.
Основным положением Дао-дэ-цзина является выяснение понятия дао,
равносильного которому в европейских языках не существует. Различные
синологи переводят его различно: путь (Julien), путь, разум и слово
(Chalmers), logoV в смысле неоплатоников (Legge), natura (Watters);
meuodoV (R. Douglas), но все ученые соглашаются, что эти термины не
идентичны с дао. Дао является и мировою материею, и мировою силою, и
мировым разумом, и абсолютной простотою, и бездеятельностью, началом и
концом всего существующего. Весь мир произошел из дао и существует
благодаря взаимодействию двух сил природы: положительной (ян) и
отрицательной (инь). Человек составляет проявление того же дао, причем
его тело
- часть мировой материи, а душа - часть мирового разума; последняя
бессмертна по отношению к телу, но теряет свою индивидуальность в
абсолютном дао. В практической жизни руководящим идеалом должна служить
простота и несложность правил: самопознание и самоограничение, свобода
от эгоистических побуждений и любовь ко всем людям, доходящая до
предписания за зло платить добром. Бездеятельность, являясь идеалом
жизни человека, вызывает желание покоя и уничтожение стремления к
познанию внешнего Мира. Благо общества покоится на неведении, и
правители должны держать народ вдали от знания и свободным от всяких
стремлений к нему, а если бы кто-либо оказался имеющим знания, то
обязанность правителей состоит в том, чтобы лишить такого человека
возможности обнаруживать свои знания. - Многие пункты учения Л. доселе
остаются еще невыясненными. Раньше в европейской литературе существовали
о нем совершенно превратные понятия. Некоторые римско-католические
миссионеры около 200 лет назад находили удивительное сходство между
многими страницами Дао-дэ-цзин'а и св. Писанием. Моntucci, в Берлине,
еще в 1808 г. говорил, что никто, читавший труд Л., не может сомневаться
в факте, что Троичность лиц в Боге была известна китайцам за V в. до Р.
Хр. Даже Abel Remusat, в своих "Memoires sur la vie et les opinions de
Laotze" (1823), защищал мнение, что в 14 гл. Дао-дэ-цзин'а. встречается
транскрипция слова Иегова. St. Julien опубликованием "Le' livre de la
Voie et de la Vertu" рассеял эти иллюзии. Современная литература о Л. и
Даоде-цзине возрастает весьма быстро. Кроме упомянутых сочинений, см. В.
Н. Васильев, "Религии В. и очерк истории кит. литературы"; Георгиевский,
"Принципы жизни Китая"; Д. Кониси, "Философия Лаоси"; Legge, "Texts of
Taoism"; E. Balfour, "Taoism"; Н. A. Giles, "Chuangtzu". Перечень всех
трудов в "Biblioteca Sinica", H. Cordier.
Д. П.
|