Ламетри (Julien-Offray de La Mettrie) - известный врач и философ
(1709 - 51), был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у
Бургава. Написанные им сочинения: "Histoire naturelle de Гите" (1745) и
еще более "La politique du medicin Machiavel" (1746) своими нападками на
врачей, в особенности на Astruck'a и на медицинский факультет в Париже,
создали ему много врагов; он должен был эмигрировать в Голландию. В 1748
г. он издал анонимно свое сочинение: "L'hommemacnine", которое было
публично сожжено за материалистическое и атеистическое направления. В
Берлине, куда он прибыл по приглашению Фридриха II, он состоял членом
академии наук.
Многочисленные сочинения Л отличаются живостью фантазии и образным
языком, но им недостает ясности и логической последовательности;
неприятно поражает и его любовь к скабрезному элементу. Вслед за
Гоббсом, он может считаться родоначальником современного материализма.
Он исходил, однако, не из метафизических, а из физиологических и
психологических данных. В "Естественной истории души" он проводит мысль,
что, так как ни один философ с помощью своей метафизической системы не в
состоянии был узнать природу души, то следует ограничиться установлением
ее качеств путем опыта - а опыт удостоверяет, что "душа" ничем не
обязана своим собственным свойствам, все получая oт чувственных
восприятий. Таким образом Л. является первым представителем вполне
последовательного сенсуализма. В "L'homme-machine" он выводит из прежних
своих положений, что душа не может быть отличным от тела существом и что
только и существует материя, движимая механическими законами.
Относительно бытия Божия Л., слегка полемизируя с "Pensees
philosophiques" Дидро, как бы скептически взвешивает аргументы за и
против, но предпочтение, отдаваемое им атеизму не остается тайною для
читателя. В этике Л воссоздает учение Аристиппа, по которому основным
принципом является умеренное, разумное взвешивание отдельных моментов
чувственного удовольствия (ср. его "L'art de jouir", Б., 1751, и "Anti
Seneque", Потсдам, 1748). Беспорядочное изложение Л., его цинизм и
несоблюдение литературных приличий были причиною пренебрежительного
отношения к нему, как к плоскому материалисту, атеисту и гедонисту,
пока, наконец, Ланге, в своей "истории материализма", не выяснил его
роли в философии XVIII и XIX вв. Ср. Nere Quepat, "La philosophie
materialiste au XVIII siecle. Essai sur Lamettrie, sa vie et ses
oeuvres" (Пар. 1833); Da Bois Reymond, "Lamettrie" (Берл., 1875; также
"Essays und Reden", I). Фридрих II написал "Eloge de Lamettrie" (Гаага,
1752) и велел издать его "Oeuvres philosophiques" (Берл., 1751; нов.
изд. 1796).
|