Лама - слово тибетское (в дословном переводе - "небесная мать"),
термин для обозначения лица, принявшего на себя монашеские обеты
буддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XI
или к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление с XIII в. В ту
пору титулом Л. именовались в Тибете только высшие жрецы, что и дало
повод европейским ученым предполагать, будто слово Л. есть не более, как
тибетская передача индийского: ачарья. Со времени реформы Цзонхавы,
когда буддизм в Тибете разделился на две секты, Л., оставшиеся верными
старому толку, стали именоваться "красношапочными" или, по-китайски,
"красноплатьевыми" Л., цзонхависты же, по преимуществу называющие свою
секту ламаизмом - "желтошапочными" или "желтоплатьевыми" Л. В тибетской
и монгольской литературах встречается еще упоминание о "черношапочных" и
"цветношапочных" Л.; первые - это Л., занимающиеся майей, о вторых же
неизвестно ничего определенного. Впоследствии понятие о Л., как о
верховном жреце и наставнике, совершенно утратилось в ламайском мире
Азии, и Л. начали называть как в Тибете, так и в Монголии всякое лицо,
принявшею на себя монашеские обеты. С этим же значением слово Л. перешло
и к бурятам. Внешними отличительными признаками каждого Л. является
снятие волос с головы (некоторые их бреют, некоторые стригут под
гребенку) и ношение длинного, широкого плата, перекидываемого через
левое плечо и пропускаемого под правую мышку. Сословие Л. разделяется на
три степени: гэлун, гэцул и баньди (у калмыков - маньчжи). У всех
народов, исповедующих ламаизм, Л. пользуются большим уважением, так как
почитаются представителями Будды на земле, могущими разрешить всякое
сомнение верующего и направить его на путь истины. У современной
маньчжурской династии в Китае Л. также пользуются почетом и
привилегиями, в силу влияния их в буддийских странах, подвластных
маньчжурам. Русское правительство ограничило число Л., среди
исповедующих ламаизм бурят и калмыков, определенными штатами; но так как
ламаиты всегда стараются обойти это постановление, то в среде их
появились так назыв. "штатные" и "нештатные" Л. Штатные Л. избавлены от
всякого рода повинностей и телесных наказаний. В предупреждение ламских
поборов с народа, для хозяйства бурятских ламайских монастырей
примежевано из прилежащих к ним земель количество, сообразное с числом
лиц, находящихся в монастыре по штату. У калмыков, в отличие от всех
прочих ламаитов, слово Л. употребляется исключительно как титул
верховного жреца, являющегося непосредственным начальником всех
ламайских монастырей (хурулов) и духовных лиц в калмыцкой степи. Л.
Избирается здесь народными представителями и акт его избрания
представляется главным попечителем калмыцкого народа, через посредство
астраханского губернатора, министру внутренних дел, на Высочайшее
утверждение. При управлении Л. калмыцкого народа имеются особые
письмоводитель, переводчик и писец, состоящие на жаловании русского
правительства. Сам Л. также получает содержание, в количестве 700 р. с.
На обязанности Л. калмыцкого народа состоит: а) наблюдение за
благоустройством хурулов и нравственностью состоящего при оных
духовенства; б) попечение о способах содержания хурулов, без
вымогательства и притеснения калмыков; в) дела по возведению в духовное
звание и неправильному его присвоению и г) дела о несогласиях супругов,
разбор степеней родства и вообще бракоразводные дела калмыков.
А. П.
|