Лад - построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование
тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно.
Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имели
свои лады, связанные с известными названиями. Эти названия перешли в
западную музыку и были применены к церковным или средневековым Л., при
чем церковный Л. с известным греч. названием не соответствовал греч. Л.
с тем же названием. До введения этих названий, Л. назывались
автентическими и плагиальными. Церковные Л., применение которых было
особенно распространено до XVII ст., состояли (говоря наглядно) из
чередования только белых клавиш фортепиано. Различались лады: ионийский,
дорический, фригийский, лидийский, миксолидийский и эолийский. В
настоящее время из церковных Л. применяются ионийский (наша мажорная
диатоническая гамма) и эолийский (наша минорная неискусственная или так
называемая натуральная гамма). Вследствие транспонировании ионийского Л.
на разных ступенях хроматической гаммы образуются тональности. Последние
имеют два наклонения: мажорное и минорное.
Н. С.
|