Лавров (Петр Лаврович) - философ позитивистического направления,
русский эмигрант. Род. в 1823 г., окончил курс в артиллерийском училище,
был преподавателем математики, помощником редактора "Артиллерийского
Журнала", в 1861 - 64 г. редактором выходившего тогда "Энциклопед.
Словаря", негласным редактором "Заграничного Вестника". В конце
шестидесятых годов Л. подвергся административной ссылке и бежал за
границу, где редактировал социалистические издания на русском языке.
Помимо множества статей по философии, педагогии, антропологии, истории,
литературе, политической экономии, помещенных в разных журналах и
газетах, Л. издал отдельно: "Очерки вопросов практической философии"
(СПб., 1860); "Три беседы о современном значении философии" (СПб.,
1861); "Очерк истории физико-математических наук" (вып. 3, СПб., 1866; в
"Мор. Сборнике" 1866
- 66 г. напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании);
"Исторические письма" (СПб., 1870); "Опыт истории мысли" (вып. 1, СПб.,
1874); "L'idee du progres dans l'anthropologie" (П., 1873); "Опыт
истории мысли нового времени" (т. 1, Женева, 1808); "Государственный
элемент в будущем обществе" (Л., 1876). Л. называет свое учение
антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков,
сенсуалистов,. Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль есть
специально мысль объединяющая, теоретически-творческая. Она черпает весь
свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит
во все эти элементы требование единства и последовательности. Всякое
мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с
законом причинности, связывающим явления, с другой - возможность
постановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего,
полезнейшего, должного. Но то и другое существует не само по себе, а для
нас; следовательно, исходною точкою философского построения является
человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в
общежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелого
теоретического мышления: знание. свободное сознательное творчество
искусства, критически объединяющее творчество философское.
Нравственность не прирождена человеку: далеко не все вырабатывают себе
нравственные побуждения, точно так же как далеко не все доходят до
научного мышления. Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению;
развитой человек вырабатывает наслаждение нравственною жизнью и ставит
его на высшую ступень в иepapxии наслаждений. Большинство
останавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизнь
начинается в элементарной форме выработкою представления о личном
достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную
основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие,
вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и
потребность развиваться. По самой сущности этого процесса с ним
нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения
является требование нравственности общественной, заключающейся в
укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за
другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с
ними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основными
понятиями достоинства, развития, критического убеждения и
справедливости. Для развитого человека они так же определенны и
обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы
проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными
органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные
общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень
индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы
человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек
надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое
общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления
осуществить эти идеалы. Прогрессом Л. считает одновременное усиление
сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное
движение прочно лишь. тогда, когда интересы большинства совпадают с
убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть
процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным
проявлением прогресса. История, как наука, есть отыскание закона
последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах
солидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для каждой
эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от
переживаний старого и от зародышевых состояний нового. О Л. см.
Антонович, "Два типа современных философов" ("Совр." 1861, 4); Д.
Писарев, "Схоластика ХIX в." ("Рус. Сл. " 1861, 5); Н. Шелгунов,
"Историческая сила критической личности" ("Дело", 1870, 11); П.
Щебальский, в "Русском Вестнике" (1871, 2); А. А. Козлов, в "Знании"
(1871, 3); С. Южаков, "Субъективный метод в социологии" ("Знание", 1873,
10); П. Никитин (Ткачев), "Роль мысли в истории" ("Дело", 1876, 9 и 12);
В. А. Попов, "О самозарождении организмов" ("Прав. Собес." 1877, 5); В.
К., "Позитивизм в русской литературе" ("Рус. Бог." 1889, 4-е); Н. Г.
Дебольский, "О высшем благе" (стр. 2 - 7, 26 - 31); J. Kolubowsky,
"Philosophle in Russland" ("Zeitschr. f. Philos.", т. 103).
|