Крещение (этнографич.). Совершение таинства св. Крещения
сопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаются
знакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает отца окрещенного
младенца крестильной кашей или кр. сбитнем - смесью соли, перца, хрена и
т. п. Отец, для общей потехи, морщась ест, а затем платит бабке деньги.
В Волынской и Подольской губ. кладут на порог избы топор и горящие
уголья; на них должны наступить кумовья, идя крестить ребенка в церковь.
Кума берет в карман иголку и краюшку хлеба, что служит доброю приметой
для будущего благосостояния младенца. В тех же губ. весьма охотно идут в
восприемники незаконнорожденного младенца, так как, по поверью, у такого
крестного отца будет хороший скот и хозяйство; веревку, служившую при
этом поясом, берегут как целебное средство. В Уманском у. Киевской губ.
кумовья, прежде чем нести дитя крестить, расстилают кожух и кладут на
него отцовские штаны, если родился мальчик, а если девочка - рубаху
матери; сверху кладут ребенка, качают его, бросают на кожух деньги и
затем идут в церковь. Кожух и деньги служат предзнаменованием счастья. В
Малороссии крестины празднуются или сейчас после К., или несколько дней
спустя; гости оделяют деньгами бабку и новокрещенного. По окончании
угощения кумовья подносят отцу житную квитку (букетик) и житную водку;
жито здесь служит символом доброго житья. Ср. П. П. Чубинский, "Труды
этнографическо-статистической комиссии в зап. русском крае" (СПб.
1872-77); Хр. Ящуржинский, "Поверья и обрядности родин и крестин"
("Киевск. Старина" 1893, № VII).
|