Кранах (Cranach) - прозвище двух нем. художников, настоящая фамилия
которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали). 1) Лукас К.
Старший, знаменитый живописец и гравер, род. в Кронахе, в верхней
Франконии, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образование
он получил у своего отца, каким же образом шло его дальнейшее развитие -
неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем
курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище К. и возвел его в
дворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в
Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карда, впоследствии
императора Карла V. Принимая горячее участие в реформационном движении,
бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и
распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. Преемники
Фридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный,
относились к художнику также с большой благосклонностью. Равным образом,
он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1619 г. и 1537 г.
был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. - в бургомистры. В
1550 г. отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту
Иоганну-Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в
Веймар, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения К., относящиеся к
раннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1620 г., долгое
время приписывались Грюневальду (напр. "Отдых св. Семейства на пути в
Египет" - у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ - в церкви св. Марии в
Topгay, а также некоторые образа в других церквах и картины в разных
немецких музеях). В них видна зависимость художника от франконской
школы: композиция более обдумана и величественна, чем в последующих его
работах; исполнение более свободно и окончательно, колорит более тепел и
золотист. Произведения К., относящиеся к 1520-1830 гг., имеют переходный
характер. Позднейшая манера мастера, которая наиболее известна нам как
по его собственным произведениям, так и по работам его учеников и
подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого
рисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда полны
благородства, но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с их
узкими тальями, четырехугольными годовыми и косыми глазами, далеко не
подходят под понятие греческой или итальянской красоты. Не вполне
удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива. и несмелый
прием прилизанного наложения красок. Но эти недостатки искупаются
понятностью его сочинения и привлекательностью наивнопоэтического
понимания природы. Лучше всего удавались ему изображения с небольшим
числом фигур. Портреты К., по своей простоте и наивной
непосредственности, занимают первое место. Из религиозных картин К.,
сверх вышеисчисленных, наиболее достойны внимания: "Богоматерь" (в
церкви св. Такова, в Иннсбруке); "Богоматерь с виноградной лозой" (в
мюнхенском пинакот.); "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе);
"Богоматерь под яблоней" и "Богоматерь в винограднике" (обе в Имп.
Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древом
познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах),
истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), "Блудница перед Христом"
(в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции К.
имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе
протестантства. Из мифологических произведений К. "Венера с Амуром",
"Амур с пчелами" и "Геркулес с прялкой", писанные им самим, или только
вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Он писал
также жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы К., большого и
малого размера, распространены во многих коллекциях. Каковы, напр.,
портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта
Бранденбургского (в Имп. Эрмитаже, №462) и "Сибиллы, курфюрстины
Саксонской" (там же, № 461). Очень немногочисленные гравюры К. на меди
(например портреты курфюрстов и Лютера и св. Иоанн Златоуст)
свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Напротив
того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. К.
в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной
Германии. Ср. Heller, "L. Cranachs Leben und Werke" (Бамберг, 1821);
Schuchardt, "L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke" (Лпц., 1851-1871,
3 т.); Warnecke, "Lucas Cr. d. Aeltere" (Гёрл., 1879); M. В. Linden,
"Lucas Cr." (Лпц., 1883). 2. Лукас К. Младший (1515-1586), сын и ученик
предыдущего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабее
чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения К. Младшего
находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. Лучшее
из них: "Проповедь Иоанна Крестителя", в брауншвейгской галерее.
А. Н-в.
|